Контроллинг обеспечивает успех в управлении

Совместный проект «ЭЖ» и НП «Объединение контроллеров»
| статьи | печать

Достаточно не просто выделить факторы, оказывающие влияние на успех компании, и «упаковать» их в единую модель с их взаимосвязями. Еще сложнее определить вклад каждого фактора в общее дело. Помогает решать такие задачи инструментарий контроллера. Об этом шла речь на XIII симпозиуме по контроллингу, информационным спонсором которого выступила «ЭЖ».


Пример из жизни

Мебельная фабрика, специализирующаяся на дизайне и производстве мебели для офисов, отелей, школ и домашнего пользования, была основана в 1944 г. в Таллине (Эстония). Это известное в России и странах СНГ предприятие в 1994 г. было приватизировано, а в 1997 г. у него сменились акционеры.

На тот момент на предприятии трудилось 500 работников и его товарооборот составлял 4 млн евро. В том же году началась реализация проекта по реорганизации компании, которая завершилась в 1999 г. с такими показателями: товарооборот — 7 млн евро, количество работников — 200 человек. К 2005 г. товарооборот увеличился до 12 млн евро при том же количестве сотрудников — 200 человек.

В 1997 г. предприятие состояло из 5 фабрик, представляющих собой профит-центры с конвейерным и цеховым производством преимущественно продуктов массового пользования. Оборудование — в основном автоматизированные линии.

При этом каждая фабрика как центр ответственности имела собственную администрацию, свое управление. Они не были тесно связаны между собой и практически не зависели от центрального офиса. Использовались три фабричные компьютерные бизнес-программы бухгалтерского учета как отдельные решения.

Документировались только продажи и затраты. На каждой фабрике было по четыре отдела продаж, которые занимались разными продажами.

В 1999 г. в тех же производственных корпусах были сформированы две фабрики как юридические лица по принципу центра затрат. Изменились производство и оборудование. К тому времени было налажено цеховое производство небольших партий или индивидуальных продуктов и в качестве оборудования программируемый процессинговый центр и поддерживающее его оборудование.

Все это позволило обеспечить единство управления на базе одной компьютерной программы (одной из тех, что использовались прежде), которая обеспечивала в режиме on-line обзор всех затрат и заказов в единой базе данных. Кроме того, был организован один для всего предприятия отдел продаж.

Шеф получил возможность руководить всем производством как единым организмом, а система поставляла в режиме реального времени все данные о доходах и расходах.

К 2005 г. радикальных изменений не произошло. Программный продукт получил новую версию, появился дополнительный модуль — управление взаимоотношениями с клиентами CRM (Customer Relationship Management), введены стандарты системы менеджмента качества ISO 9000 и экологический 14000.

Таковы результаты деятельности конкретного предприятия.


Факторы успеха

Успех компании определили несколько факторов. Прежде всего были четко определены бизнес-процессы, задачи и сферы ответственности. Очень важно было понять, как компания будет развиваться, двигаться дальше. Чтобы ответить на эти вопросы, пригласили опытных специалистов из Швейцарии и Германии. Эта работа продолжалась от полугода до года. При этом деятельность предприятия, сам процесс остались прежними, но была организована командная работа во всех сферах.

Немаловажный фактор — обеспечение работой людей, увольняемых с предприятия. Каждый сотрудник боялся потерять свое место, и этот страх в какой-то мере служил мотивирующим фактором. Увольняемые сотрудники стремились попасть в какую-нибудь группу для нового трудоустройства.

Но главный фактор, обеспечивший успех компании, — контроллинг как средство поддержки менеджмента, а не инструмент отчетности перед налоговой инспекцией и акционерами.

Задача контроллера не только в том, чтобы писать отчеты, но и в том, чтобы использовать этот инструментарий в процессе реорганизации.

Уже на второй день после начала проекта были получены результаты деятельности компании за прошедший месяц. Их достоверность и адекватность составляла, конечно, не 100%, но с точностью до 95% информацию можно было использовать в дальнейшей работе.

Информация в 100% достоверности обычно появляется в 20-х числах месяца, но, по сути, она уже никому не нужна. Можно считать, что менеджмент просто «проспал» целый месяц.

Информация пусть и не полностью достоверная, но вполне пригодная для работы, полученная контроллером на второй день, не дает менеджерам бездействовать.


Цели и индикаторы

Система планирования, наблюдения и контроля, через призму которой можно высветить результаты деятельности, состоит из четырех блоков (рис. 1):

·        финансовая деятельность системы планирования и наблюдения;

·        цели предприятия по системе планирования и наблюдения;

·        конкурентоспособность системы планирования и наблюдения;

·        инвестирование в систему планирования и наблюдения (в оборудование и людей).

Такая структура позволяет получить ответы на вопросы, что компания может делать лучше, чем другие на рынке, как она может получить больше заказов.

Среди целей предприятия на высшую ступень иерархии возведена эффективность, которая была разбита на три крупных блока: качество, экономичность, производительность (рис. 2).


Собрать в единую модель все факторы, определяющие успех предприятия, со всеми их взаимосвязями и влияниями — задача довольно сложная даже с привлечением математического аппарата. Еще сложнее разложить все факторы так, чтобы был виден вклад каждого из них в успех. На рассматриваемом мебельном предприятии их было выделено 16.


Измерение успеха

Для упрощения решения задачи можно выделить пять групп измерителей — методов.

Первая из них Excellence-Models (EFQM). Это не программный продукт, описывающий взаимосвязь факторов, а способ оперирования факторами, основанный на методологии менеджмента качества. Важно, чтобы на выходе был один показатель.

Чаще всего это прибыль или другой показатель, результат.

Вторая группа методов — призма производительности (Performance Prism), точнее, результативности. По сути, этот измеритель показывает взаимосвязь между входом и выходом. Он интересен, если рассматривается группа заинтересованных лиц, так называемых стейкхолдеров. Среди них акционеры, которым важно понять, как «работают» их деньги в компании.

Третий метод — оценка фактора успеха с использованием подхода ценностей, определение экономической добавленной стоимости (EVA).

Далее группа методов или способов охвата факторов — система глобальной отчетности (GRI).

И в завершение очень важно провести анализ в контексте бизнес-проигрыша с точки зрения внешней организации, например страховой компании или банка, который, выдавая кредит, хотел бы оценить риски и вернуть свои деньги с процентами.


Вклад контроллинга

Основная задача контроллинга — сбор и предоставление информации для стейкхолдеров. Прежде всего она содержится в документации. Это плановая информация, информация для контроля и проверки.

Далее необходимы финансовая информация и другие потенциалы успеха, в том числе социальные. Кроме того, стоимостные показатели в разные периоды времени и др.

Так как основная задача деятельности контроллера — информационная поддержка принятия решений, то и его инструментарий должен включать и бюджетирование/учет, внутренний контроль (проверку правил и наблюдение за информацией), поддержку решений (оперативное и стратегическое планирование), консалтинг.

Традиционные обязанности контроллера сводятся к:

·        учету затрат;

·        операционному планированию/бюджетированию;

·        контролю бюджета;

·        отчетности;

·        GAP-анализу;

·        расчету инвестиций;

·        финансовому учету.

«Продвинутый» контроллер берет на себя еще управление рисками, стратегическое планирование, анализ и реорганизацию процессов, контроллинг проектов, маркетинга, закупок.

Сегодня можно рассматривать и другие, более «развитые» функции контроллера. К ним относятся:

·        контроль рейтингов;

·        бенчмаркинг, или сопоставление с лучшими на рынке;

·        отношения с партнерами/пайщиками;

·        управление качеством и знаниями;

·        юридическая и техническая консультации.

Вопросы юридической информационной поддержки правовой плоскости деятельности становятся сегодня очень актуальными.

К примеру, договорная работа или деятельность дочерних структур. Совершенно очевидно, что каждая организационно-правовая форма имеет свои плюсы и минусы. Поэтому при организации «дочек» и управлении ими задача контроллера — проанализировать и оценить возможные варианты, спрогнозировать их влияние на успех деятельности всей компании в целом.

А вся деятельность контроллера направлена на то, чтобы руководство каждой компании могло вовремя оценить экономическую ситуацию, спрогнозировать ее развитие и принять правильные решения.