Формула штрафа от антимонопольного ведомства

ФАС России будет взимать штрафы в процентах от незаконной выручки
| статьи | печать

Мы уже рассказывали о поправках, внесенных в КоАП РФ с 13.05.2007 Федеральным законом от 09.04.2007 № 45-ФЗ «О внесении изменений в Кодекс РФ об административных правонарушениях» (см. «ВПК»№ 14 за 2007 г., стр. 7), которые вводят так называемые оборотные штрафы для нарушителей законодательства о конкуренции. В настоящее время Федеральная антимонопольная служба отлаживает процедуру назначения таких штрафов.

 

Теперь компании, которые допустили нарушение антимонопольного законодательства, будут платить штрафы в размере от 1 до 15% годового оборота. Базой для исчисления штрафов является сумма выручки правонарушителя за прошедший календарный год от реализации товара, на рынке которого совершено нарушение.

Наказание будет назначаться с учетом следующих обстоятельств:

1 Штраф будет взиматься с конкретного юридического лица, которое является нарушителем, а не со всей группы юрлиц (холдинг, концерн), в которую оно входит.

2 Для исчисления штрафа будет учитываться оборот по конкретному товару, на рынке которого допущено нарушение, а не оборот по всей продукции, производимой предприятием-нарушителем.

3 Штраф будет исчисляться с оборота на том рынке, где произошло правонарушение. К примеру, если компания продала 15 тыс. холодильников по всей России, а правонарушение совершено лишь в Иркутской области, то от выручки на этом рынке и будет исчисляться штраф.

 

Регламентом по коррупции

Глава ФАС Игорь Артемьев считает, что в ситуации, когда антимонопольный орган может выбрать между 1 и 15% и разница в размерах штрафа может составлять десятки млн долл., его ведомство рискует стать одним из самых коррумпированных в системе исполнительной власти.

Чтобы не допустить этого, ФАС принимается ряд мер.

Во-первых, в органах ФАС созданы комиссии по применению КоАП РФ. Соответствующий приказ уже подписан. Все решения об оборотных штрафах и в центральном аппарате, и в территориальных органах будут приниматься не одним должностным лицом, а коллегиальными органами. В центральном аппарате в комиссию входят глава ФАС, четыре его заместителя, начальники правового и аналитического управлений. В соответствии с приказом аналогичные комиссии должны быть сформированы в каждом территориальном органе.

По словам главы ФАС, такая мера заодно поможет решить и проблему давления на должностное лицо со стороны криминальных структур, с которыми ведомству также приходится сталкиваться.

Во-вторых, в настоящее время в дополнение к гл. 9 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции» готовится административный регламент, который установит все процедурные моменты и очень сузит прямое участие чиновников антимонопольной службы при рассмотрении административных дел.

В-третьих, наряду с регламентом ведомство до конца мая должно было разработать методические рекомендации, которые установят автоматическую процедуру расчета штрафа. Они должны ввести жесткую шкалу смягчающих и отягчающих факторов при принятии решения. Расчет будет вестись от так называемой суммы базового штрафа, формула которого исключает двойное толкование. Государственным чиновникам на местах при рассмотрении конкретного дела достаточно будет просто подставить уже записанные коэффициенты в формулу и получить результат.

 

Обстоятельства смягчающие и отягчающие

Смягчающие и отягчающие коэффициенты будут прямо связаны со статьями КоАП РФ.

Так, в Кодексе содержится перечень бесспорно отягчающих оснований, например повторное нарушение. Согласно методическим рекомендациям каждое повторное нарушение увеличивает санкцию в два раза.

Самый высокий коэффициент, увеличивающий наказание, будет устанавливаться за картельный сговор. При этом будет учитываться, сколько лет длится правонарушение. То есть если картель существует три года, то коэффициент умножается на три.

Будет установлена и так называемая программа смягчения.  Участник картельного сговора, первым добровольно заявивший о том, что такой сговор имеет место, освобождается от административной ответственности, то есть от оборотного штрафа. Однако добровольное содействие органам ФАС не освобождает участвовавшую в сговоре компанию от возмещения вреда, который она нанесла другим хозяйствующим субъектам. Менеджеры компании также не освобождаются от ответственности.

 

К сведению

За 2006 г. Федеральной антимонопольной службой было выявлено около 700 правонарушений, которые согласно новой редакции КоАП РФ подлежали бы оборотным штрафам.