Приватизация по-русски: аршин вперед, версту назад

| статьи | печать

Правительство России одобрило Программу приватизации на 2008—2010 годы, согласно которой в федеральный бюджет должно поступать 12 миллиардов рублей ежегодно. Но казне эти деньги не нужны. Более того: судя по всему, власть сегодня фактически не знает, с какой целью проводится приватизация оставшейся госсобственности.

 

«Мы до конца не понимаем, для чего какие объекты приватизируем», — говорил премьер-министр Михаил Фрадков еще при обсуждении прошлого плана приватизации-2007. То же самое премьер мог бы повторить и нынче. Правда, в новой Программе резко снижены планы по доходам, ибо в прошлые годы они регулярно не выполнялись. К примеру, из 30 млрд руб. плана приватизации-2006 бюджет получил лишь 17,6 млрд — чуть более половины. Но и те отправились на «стерилизацию» в Стабфонд.

Однако суть не в суммах, а в целях. На словах государство не первый год декларирует готовность «уйти из экономики», оставив за собой лишь «стратегические отрасли» и собственность, необходимую «для осуществления функций государственного управления». Но на практике, передавая в частные руки множество мелких предприятий, продавая госпакеты акций промышленных, строительных и транспортных компаний, власть одновременно занимается ускоренным созданием госхолдингов.

В прошлом номере «ЭЖ» приводила цифры: если несколько лет назад доля госсектора в ВВП составляла 34%, то сегодня в экономике не менее 50% госкомпаний и ФГУПов. На восстановление госсектора тратятся огромные средства: только на приобретение «Сибнефти» «Газпромом» и активов обанкроченного «ЮКОСа» «Роснефтью» уже пошло более 30 млрд долл., что как минимум вдвое превышает совокупные доходы государства от всей приватизации госимущества на территории России за все годы проведения этой кампании.

Там, где не помогают деньги, в ход идет пресловутый административный ресурс. Уже сегодня кроме «Газпрома» и «Роснефти» в стране формируются новые государственные монстры — будущие монополисты в области авиастроения и судостроения. Госкомпания «Российские железные дороги», несмотря на возражения Минтранса, предпринимает меры, чтобы заполучить под свой контроль ряд российских морских портов — хотя бы частично. ФГУП «Рособоронэкспорт», которое уже выпускает не только оружие, но и автомобили, титан, спецстали, планирует взять в свои руки рынок электроники, создав холдинг «Электронные системы». Причем предполагается включить туда ряд ранее приватизированных (!) компаний. Как говорится в служебной записке, это планируется с целью «образования единого специализированного научно-производственного комплекса». Основание: мол, в настоящее время «доля импортных электронных компонентов в производстве современных систем и комплексов вооружений достигает уровня 90%, что создает потенциальную угрозу интересам национальной безопасности». Но заметим: весь этот «импорт», тревожащий российских оборонщиков, производится за рубежом на вполне частных предприятиях. Почему же в России они непременно должны быть казенными?

Теперь у власти появилась еще одна горячо обсуждаемая ныне идея: на средства Стабфонда начать скупку на бирже «голубых фишек» якобы с целью поддержания высокого уровня котировок акций госкомпаний. Но немало отечественных и зарубежных экономистов увидели за этим предложением серьезную опасность: именно так, на «казенные средства» власть сможет незаметно и совсем с другого бока приступить к захвату или той же самой «ползучей национализации» лучших частных компаний, созданных в российской экономике.

Спрашивается, зачем?

 

К сведению

В 2008 г. планируется выставить на продажу 573 федеральных государственных унитарных предприятия (ФГУП) и акции 557 акционерных обществ, в которых имеется государственная собственность. Заявлено, что в 2009—2010 гг. к приватизации будут предложены все федеральные государственные унитарные предприятия, не обеспечивающие выполнение государственных функций РФ.