Доска позора для поставщиков («Ваш партнер-консультант», № 21, 2007 г.)

Государство внесет недобросовестных контрагентов в особый реестр
| статьи | печать

Отныне государственные и муниципальные заказчики будут знать в лицо поставщиков, нарушающих условия заключенных с ними контрактов.

 

Обнародован документ, призванный защитить интересы заказчиков, — Положение о ведении реестра недобросовестных поставщиков и о требованиях к технологическим, программным, лингвистическим, правовым и организационным средствам обеспечения ведения реестра недобросовестных поставщиков (далее — Положение), утвержденное Постановлением Правительства РФ от 15.05.2007 № 292.

Создание реестра недобросовестных поставщиков, с которым мог бы ознакомиться любой желающий, было запланировано больше года назад. Федеральный закон от 21.07.2005 № 94-ФЗ «О размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных и муниципальных нужд», вступивший в силу 01.01.2006, устанавливает, что такой реестр должен быть размещен в Интернете для ознакомления всех заинтересованных лиц (прежде всего государственных и муниципальных заказчиков). Однако к практической реализации этой нормы Правительство приступило только сейчас.

Согласно ст. 19 Федерального закона от 21.07.2005 № 94-ФЗ реестр недобросовестных поставщиков должен включать сведения о двух категориях лиц. Во-первых, это участники размещения заказа, победившие в конкурсе или аукционе, но затем по каким-то причинам уклонившиеся от заключения государственного (муниципального) контракта. Во-вторых, это поставщики (исполнители, подрядчики), с которыми государственные или муниципальные контракты были заключены, но затем расторгнуты в связи с существенным нарушением, допущенным со стороны поставщиков.

Что касается первой категории нарушителей, то сведения о них будут направляться в реестр следующим образом. При уклонении победителя торгов (конкурса или аукциона) от подписания государственного (муниципального) контракта этот контракт заключается с той компанией (индивидуальным предпринимателем), которая заняла на этих торгах «второе место».

В течение 3 дней со дня его заключения заказчик направляет в федеральный орган исполнительной власти, уполномоченный контролировать размещение заказов (в Федеральную антимонопольную службу), информацию о наименовании юридического лица или фамилии, имени и отчестве физического лица — уклониста, его адресе, ИНН, а также сведения о государственном или муниципальном контракте.

Если заказчик расторг уже заключенный контракт в связи с существенным нарушением поставщиком (исполнителем, подрядчиком) его условий, то указанные сведения он направляет в ФАС в течение 3 дней с даты расторжения. Сведения передаются либо в письменном виде, либо электронным сообщением, заверенным электронно-цифровой подписью.

В соответствии с п. 10 ст. 19 Федерального закона от 21.07.2005 № 94-ФЗ сведения о недобросовестном поставщике (исполнителе, подрядчике) исключаются ФАС из реестра по истечении 2 лет с момента их включения в реестр.

Но это не значит, что через 2 года будут уничтожены все упоминания о допущенном частной компанией нарушении контракта. Положение вводит правило, которое в Федеральном законе от 21.07.2005 № 94-ФЗ отсутствует: оказывается, сведения о недобросовестном поставщике, исключенные из реестра, будут храниться антимонопольным ведомством в электронном виде в порядке, установленном законодательством РФ об архивном деле.

Это означает, что государство будет хранить сведения о недобросовестных поставщиках в течение 15 лет (подп. 1 ст. 22 Федерального закона от 22.10.2004 № 125-ФЗ «Об архивном деле в РФ»).

В заключение напомним, что включение сведений о компании в реестр недобросовестных поставщиков, равно как и неисполнение работниками ФАС обязанности по исключению таких сведений из реестра по истечении двухлетнего срока, заинтересованное лицо может обжаловать в суде.

Полный текст Положения см. в приложении «ЭЖ Досье» на стр. Д2.