Вопросы местные — дела государственные

| статьи | печать

Масштабность реформы местного самоуправления в России потребовала обновления действующего законодательства. Более чем 20 законами внесены дополнения и изменения в Федеральный закон от 6 октября 2003 года № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации», а также в Водный и Земельный кодексы за два последних года.

Много поправок касается процедуры передачи государственных полномочий муниципалитетам, а также делегирования полномочий одним муниципальным образованием другому. Одновременно пополняется спектр вопросов местного значения.

Городские округа и муниципальные районы

Значительное расширение перечня вопросов местного значения, находящихся в ведении городских округов и муниципальных районов, привело к увеличению объема расходных обязательств муниципальных образований.

Одновременно расширяется практика наделения органов местного самоуправления полномочиями органов государственной власти без надлежащего финансового сопровождения. По целому ряду таких полномочий субвенции из соответствующих бюджетов на их исполнение поступали после начала их осуществления.

По оценке Ассоциации юристов России, остро стоит вопрос соразмерности объема и характера передаваемых полномочий реальным возможностям муниципалитетов. В таких условиях сомнительно установление надлежащего контроля за осуществлением органами местного самоуправления полученных дополнительно обязательств, поскольку они несут ответственность за исполнение государственных функций в пределах выделенных им на эти цели материальных ресурсов и финансовых средств.

Субъекты РФ могут до 2/3 своих полномочий передать органам местного самоуправления. Ничто не ограничивает ни количество полномочий, ни условия их передачи. Наглядный пример: прием документов и формирование личных дел граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие чернобыльской катастрофы. Занимаются муниципалитеты также делами вынужденных переселенцев и желающих выехать из районов Крайнего Севера, молодых семей и молодых специалистов на селе.

Федеральными законами о льготах отдельным категориям граждан не предусмотрена передача полномочий государственных органов социальной защиты населения органам местного самоуправления. Тем не менее муниципалитеты ведут учет льготников, а также списки людей на жилищные сертификаты и субсидии на приобретение жилья.

Требует детальной проработки и вопрос исполнения местной властью государственных полномочий по приему и учету налоговых платежей. Такая обязанность и ответственность за неисполнение возложена на муниципалитеты согласно ст. 85 Налогового кодекса РФ в случае отсутствия на территории отделения банка.

Необходимо правовое урегулирование государственной регистрации граждан Российской Федерации по месту жительства и пребывания в случае отсутствия на муниципальной территории органов соответствующей федеральной структуры исполнительной власти, наделенной функцией контроля и надзора в сфере миграции.

Значит, государственной власти надо повышать финансовую обеспеченность муниципальных образований путем совершенствования механизмов межбюджетных отношений. Это особенно важно сейчас при принятии трехлетнего бюджетного плана.

Городские и сельские поселения

В прошлом году и они наделены новыми полномочиями. Так, 22% вновь созданных муниципальных образований этого уровня теперь решают вопросы, связанные с утверждением генеральных планов поселений, правил землепользования и застройки, выдачей разрешений на строительство и на ввод объектов в эксплуатацию, с резервированием и изъятием земельных участков для муниципальных нужд и использованием земель поселения. 21% поселений отвечают за организацию библиотечного обслуживания населения, комплектование и обеспечение библиотечных фондов.

Во многих поселениях в круг вопросов местного значения попали обеспечение условий для развития физической культуры и массового спорта, создание условий для организации досуга и обеспечение жителей услугами организаций культуры, а также осуществление мер по гражданской обороне, защите населения и территории от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера.

В свою очередь, поселения делегируют свои полномочия муниципальному району или городскому округу. Только в III квартале 2006 г. 16,1 тыс. поселений заключили соглашения о передаче собственных полномочий органам местного самоуправления. Это 74,6% от общего числа поселений.

Справка

Передали на уровень муниципальных районов полномочия:

· от 1 до 5 вопросов местного значения — 9,6 тыс. поселений;

· от 6 до 10 вопросов — 2,9 тыс. поселений;

· от 10 до 20 вопросов — 2,5 тыс. поселений;

· более 20 вопросов местного значения — 450 поселений.