Вот уже четвертый год организациям, которые пользуются услугами вневедомственной охраны, со стороны ФНС и Минфина РФ предъявляются необоснованные претензии по поводу того, что до 1 января 2005 года они не имели права учитывать для целей обложения налогом на прибыль расходы в виде перечисленных средств этим подразделениям.
Вот и в очередном Письме Минфина РФ от 05.04.2007 № 03-03-06/1/223 говорится то же самое.
Дескать, Постановлением Пре-зидиума ВАС РФ от 21.10.2003 № 5953/03 было принято решение о том, что средства, поступающие подразделениям вневедомственной охраны в качестве платы за услуги по охранной деятельности, носят целевой характер и не могут быть признаны доходами в смысле, придаваемом им ст. 41 НК РФ, и соответственно не подлежат обложению налогом на прибыль организаций.
А раз так, то и плательщики налога на прибыль согласно п. 17 ст. 270 НК РФ не учитывают для целей обложения указанным налогом расходы в виде перечисленных средств подразделениям вневедомственной охраны с момента принятия решения Президиумом ВАС РФ, в частности в
При этом Минфин РФ не смущает то, что организации направляют суммы на оплату услуг по обычным гражданско-правовым договорам, а не в силу бюджетных отношений, поэтому для налогоплательщика перечисляемые средства не являются целевыми. Следовательно, произведенные расходы на оплату услуг по охране имущества совершенно правомерно уменьшают полученные доходы в целях обложения по налогу на прибыль. Именно так и рассматривают сложившуюся в 2003—2004 гг. ситуацию арбитражные суды. Они не признают уплаченные компаниями деньги целевым финансированием.
Оплата услуг вневедомственной охраны не входит и в перечень доходов, признаваемых целевым финансированием для целей исчисления и уплаты налога на прибыль, предусмотренных подп. 14 п. 1 ст. 251 НК РФ, в который включены бюджетное финансирование учреждений, гранты, различные виды инвестиций, страховых взносов и т.д.
Только за последние месяцы решения в пользу налогоплательщиков приняли ФАС Поволжского округа в Постановлении от 03.04.2007 № А65-7934/06, ФАС Северо-Западного округа в Постановлении от 11.04.2007 № А66-5882/2006, ФАС Уральского округа в Постановлении от 23.04.2007 № Ф09-2174/07-С3 и ФАС Московского округа в Постановлении от 16.03.2007 № КА-А40/1787-07.
Ни одного решения арбитражного суда, который принял бы сторону Минфина РФ, найти не удалось. Кстати, арбитражные суды стали взыскивать еще и госпошлину по проигранным по данному вопросу делам непосредственно с налоговых инспекций.
Может, хоть это охладит пыл налоговиков от ведения бессмысленных споров? Ведь вряд ли Минфин РФ на это дело выделяет им дополнительные средства.