Имущество: у всех свои проблемы

Налог на имущество организаций
| статьи | печать

На вопросы читателей, связанные с порядком исчисления и уплаты налога на имущество организаций, отвечает советник государственной гражданской службы Российской Федерации 3-го класса Ольга Хритинина.

 

Ввод в эксплуатацию не обязателен

С какого момента осуществляется перевод движимого имущества в состав основных средств и, как следствие, включение указанного имущества в состав имущества, облагаемого налогом на имущество организаций?

 

В соответствии со ст. 374 Налогового кодекса РФ объектом налогообложения для российских организаций признается движимое и недвижимое имущество (включая имущество, переданное во временное владение, пользование, распоряжение или доверительное управление, внесенное в совместную деятельность), учитываемое на балансе в качестве объектов основных средств в соответствии с установленным порядком ведения бухгалтерского учета.

Следует иметь в виду, что согласно п. 4 ПБУ 6/01 «Учет основных средств» критериями принятия актива к бухгалтерскому учету в качестве основных средств признаются:

·        предназначение объекта для использования (а не использование) в производстве продукции, при выполнении работ или оказании услуг, для управленческих нужд организации либо для предоставления организацией за плату во временное владение и пользование или во временное пользование;

·        предназначение объекта для использования (а не использование) в течение длительного времени, т.е. в течение срока продолжительностью свыше 12 месяцев или обычного операционного цикла, если он превышает 12 месяцев;

·        не предполагается последующая перепродажа данного объекта организацией;

·        способность объекта приносить организации экономические выгоды (доход) в будущем.

Таким образом, перевод движимого имущества в состав основных средств и, как следствие, включение указанного имущества в состав имущества, облагаемого налогом на имущество организаций, осуществляются при одновременном выполнении условий, установленных п. 4 ПБУ 6/01, т.е. когда объект приведен в состояние, пригодное для использования.

Аналогичного мнения по данному вопросу придерживается и Минфин России (Письмо от 20.09.2006 № 03-06-01-02/41).

Из вышесказанного следует, что соответствующие указанным критериям п. 4 ПБУ 6/01 объекты движимого имущества, приведенные в состояние, пригодное для использования, но не введенные в эксплуатацию, также подлежат включению в состав основных средств и, следовательно, с момента перевода в состав основных средств подлежат обложению налогом на имущество организаций.

 

Отражай результаты переоценки вовремя!

Должен ли быть произведен перерасчет суммы налога на имущество организаций (авансовых платежей по налогу) банком, который произвел переоценку основных средств по состоянию на 01.01.2007 и результаты ее отразил в бухгалтерском учете 04.05.2007?

 

В соответствии с п. 1 ст. 375 НК РФ при определении налоговой базы по налогу на имущество организаций признаваемые объектом налогообложения основные средства учитываются по их остаточной стоимости, сформированной в соответствии с установленным порядком ведения бухгалтерского учета, утвержденным в учетной политике организации.

Порядок учета основных средств банка определен Приложением 10 к Правилам ведения бухгалтерского учета в кредитных организациях, расположенных на территории Российской Федерации (Приложение к Положению Банка России от 05.12.2002 № 205-П «О правилах ведения бухгалтерского учета в кредитных организациях, расположенных на территории Российской Федерации»; далее — Порядок).

Согласно п. 2.6 Порядка стоимость основных средств кредитной организации, в которой они приняты к бухучету, не подлежит изменению, кроме случаев, установленных законодательством Российской Федерации и указанным Приложением.

Изменение первоначальной стоимости основных средств допускается в случае, в частности, переоценки объектов основных средств.

Пунктом 2.8.5 Порядка определены правила отражения результатов проведенной переоценки основных средств. Согласно этому пункту результаты переоценки на 1 января отчетного года подлежат отражению в бухгалтерском учете оборотами за январь. При невозможности отражения в этот срок в силу определенных причин крайним сроком отражения является последний рабочий день марта отчетного года.

При этом начисление амортизации с 1 января отчетного года должно производиться исходя из восстановительной стоимости объектов основных средств с учетом произведенной переоценки.

Банк произвел переоценку основных средств по состоянию на 01.01.2007 и результаты переоценки отразил в бухгалтерском учете 04.05.2007, т.е. с нарушением установленных п.2.8.5 Порядка сроков.

Поэтому банком должны быть внесены исправления в регистры бухгалтерского учета в части отражения результатов проведенной переоценки по состоянию на 01.01.2007 в сроки, установленные п. 2.8.5 Порядка, и за налоговый период 2006 г., а также отчетные периоды, следующие за датой проведения переоценки (01.01.2007), должны быть представлены налоговые декларации по налогу на имущество организаций (налоговые расчеты по авансовым платежам), в которых при расчете среднегодовой (средней) стоимости данные на 01.01.2007 и последующие даты указаны с учетом проведенной переоценки.

 

Стоимость доли нежилых помещений уменьшает налоговую базу по налогу на имущество

Имеет ли право организация, учитывающая на балансе многоквартирный жилой дом, при уменьшении его стоимости на стоимость приватизированных квартир одновременно списывать и стоимость доли нежилых помещений многоквартирного дома, корректируя тем самым подлежащую обложению налогом на имущество организаций остаточную стоимость многоквартирного жилого дома?

 

В соответствии со ст. 374 НК РФ обложению налогом на имущество организаций подлежит учитываемое на балансе налогоплательщика в качестве объектов основных средств движимое и недвижимое имущество.

Организации жилищно-коммунального хозяйства, учитывающие на балансе многоквартирные жилые дома, в которых находятся приватизированные квартиры, должны списывать стоимость приватизированных квартир с одновременным отражением их стоимости на забалансовом счете в порядке, предусмотренном п. 2 Письма Минфина России от 29.10.93 № 118 «Об отражении в бухгалтерском учете отдельных операций в жилищно-коммунальном хозяйстве» для случаев продажи квартир.

Одновременно, учитывая нормы ст. 37 Жилищного кодекса Российской Федерации, в частности о том, что доля в праве общей собственности на общее имущество в многоквартирном доме собственника помещения в этом доме следует судьбе права собственности на указанное помещение, при учете на забалансовом счете стоимости приватизированных квартир учитывается и стоимость приходящейся на эти квартиры доли общего имущества многоквартирного дома.

То есть стоимость доли нежилых помещений списывается с баланса одновременно со стоимостью приватизированных квартир и соответственно уменьшает налоговую базу по налогу на имущество организаций.

 

Иностранцы в России

Какие разделы налоговой декларации по налогу на имущество организаций (налогового расчета по авансовому платежу) должны быть заполнены иностранной организацией — резидентом Австрии, которой на праве собственности принадлежит здание на территории Российской Федерации, используемое исключительно для сбора информации для предприятия?

 

В соответствии со ст. 373 Налогового кодекса Российской Федерации (далее — Кодекс) признаются плательщиками налога на имущество организаций иностранные организации, которые осуществляют деятельность в Российской Федерации через постоянные представительства и (или) имеют в собственности недвижимое имущество на территории Российской Федерации, на континентальном шельфе Российской Федерации и в исключительной экономической зоне Российской Федерации.

Деятельность иностранной организации признается приводящей к образованию постоянного представительства в Российской Федерации в соответствии со ст. 306 Кодекса, если иное не предусмотрено международными договорами Российской Федерации.

Согласно п. 4 ст. 5 Конвенции между Правительством Российской Федерации и Правительством Австрийской Республики от 13.04.2000 «Об избежании двойного налогообложения в отношении налогов на доходы и капитал» (далее — Конвенция) содержание постоянного места деятельности исключительно для сбора информации для предприятия не приводит к образованию постоянного представительства.

Таким образом, деятельность иностранной организации — резидента Австрии, имеющей в собственности здание на территории Российской Федерации и содержащей его исключительно для сбора информации для предприятия, не признается деятельностью через постоянное представительство.

Согласно ст. 373 Кодекса наличие в собственности у иностранной организации недвижимого имущества на территории Российской Федерации является основанием для признания ее плательщиком налога на имущество организаций.

При определении порядка налогообложения данного объекта недвижимого имущества следует иметь в виду, что согласно ст. 7 Кодекса нормы международных договоров Российской Федерации, касающихся налогообложения и сборов, имеют приоритет перед нормами Кодекса.

Статьей 22 Конвенции установлено, что капитал, представленный недвижимым имуществом, принадлежащий резиденту одного Договаривающегося Государства и находящийся в другом Договаривающемся Государстве, может облагаться налогом в этом другом Государстве.

Таким образом, принадлежащее иностранной организации — резиденту Австрии находящееся в Российской Федерации здание может облагаться налогом на имущество организаций в Российской Федерации.

При этом согласно ст. 23 Конвенции, устанавливающей метод устранения двойного налогообложения, если резидент Австрии владеет капиталом (к которому ст. 6 и 22 Конвенции отнесено и недвижимое имущество), который может облагаться налогами в Российской Федерации, Австрия освобождает такой капитал от налогообложения.

Согласно п. 6 Инструкции по заполнению налоговой декларации по налогу на имущество организаций (налогового расчета по авансовому платежу), утвержденной Приказом МНС России от 23.03.2004 № САЭ-3-21/224, иностранными организациями в отношении объектов недвижимого имущества иностранных организаций, не осуществляющих деятельность в Российской Федерации через постоянные представительства, а также в отношении объектов недвижимого имущества иностранных организаций, не относящихся к деятельности иностранных организаций в Российской Федерации через постоянные представительства, заполняется раздел 3 формы налоговой декларации по налогу на имущество организаций (налогового расчета по авансовому платежу) (утверждена тем же Приказом МНС России).

Также согласно указанной Инструкции иностранная организация должна заполнить раздел 1 и титульный лист формы налоговой декларации по налогу на имущество организаций (налогового расчета по авансовому платежу).

 

Поможет ли гриф «секретно»?

Имеет ли право организация при представлении налоговой декларации по налогу на имущество организаций (налогового расчета по авансовому платежу) по форме, утвержденной Приказом МНС России от 23.03.2004 № САЭ-3-21/224, не указывать остаточную стоимость имущества, ссылаясь на гриф «секретно», наложенный на информацию об остаточной стоимости имущества?

 

Перечень сведений, отнесенных к государственной тайне, а также наименования государственных органов, наделенных полномочиями по распоряжению этими сведениями, утверждены Указом Президента Российской Федерации от 30.11.95 № 1203 «Об утверждении Перечня сведений, отнесенных к государственной тайне» (в ред. от 11.02.2006).

При этом каждый из упомянутых в указанном Перечне государственных органов наделен полномочиями по распоряжению сведениями отраслевой (ведомственной) принадлежности в рамках его компетенции, а также сведениями других собственников информации соответствующей тематической направленности по их представлению.

Таким образом, организации, находящиеся в ведении упомянутых государственных органов, при отнесении информации об отражаемой в налоговой декларации по налогу на имущество организаций (налоговом расчете по авансовому платежу) (утв. Приказом МНС России от 23.03.2004 № САЭ-3-21/224) остаточной стоимости подлежащего обложению налогом на имущество организаций имущества к государственной тайне должны руководствоваться разрабатываемыми указанными государственными органами в рамках отраслевой (ведомственной) принадлежности перечнями.

Учитывая изложенное, правомерность наложения грифа «секретно» на сведения об остаточной стоимости подлежащего обложению налогом на имущество организаций имущества определяется организацией самостоятельно и может быть запрошена налоговым органом в ходе выездной налоговой проверки.

 

Реорганизация — дело обычное

В каком порядке должны быть представлены и заполнены налоговые декларации по налогу на имущество организаций в случае реорганизации организации до окончания календарного года путем преобразования в новое юридическое лицо?

 

Согласно п. 4 ст. 57 Гражданского кодекса РФ юридическое лицо считается реорганизованным, за исключением случаев реорганизации в форме присоединения, с момента государственной регистрации вновь возникших юридических лиц.

При этом п. 5 ст. 58 названного Кодекса установлено, что при преобразовании юридического лица одного вида в юридическое лицо другого вида (изменении организационно-правовой формы) к вновь возникшему юридическому лицу переходят права и обязанности реорганизованного юридического лица в соответствии с передаточным актом.

Таким образом, с момента реорганизации в форме преобразования к вновь созданной организации переходят права и обязанности реорганизованного юридического лица, которое с указанной даты прекратило свое существование.

В соответствии со ст. 50 НК РФ исполнение обязанности по уплате налогов реорганизованного юридического лица возлагается на его правопреемника (правопреемников).

При преобразовании одного юридического лица в другое юридическое лицо правопреемником реорганизованного юридического лица в части исполнения обязанности по уплате налогов признается вновь возникшее юридическое лицо.

Таким образом, новое юридическое лицо является правопреемником ликвидированного (реорганизованного) юридического лица в части исполнения обязанности по уплате налогов.

В связи с этим, если реорганизованным юридическим лицом до завершения реорганизации и снятия его с налогового учета в установленном порядке не была представлена в налоговый орган налоговая декларация по налогу на имущество организаций за последний налоговый период, указанная налоговая декларация за соответствующий налоговый период должна быть представлена организацией-правопреемником. При этом следует иметь в виду, что согласно п. 3 ст. 50 Кодекса реорганизация юридического лица не изменяет сроков исполнения его обязанностей по уплате налогов правопреемником (правопреемниками) этого юридического лица. Однако в соответствии со ст. 45 Кодекса налогоплательщик вправе исполнить обязанность по уплате налогов досрочно.

При исчислении налога на имущество организаций за ликвидируемое в рамках реорганизации юридическое лицо за период времени, предшествующий ликвидации юридического лица, необходимо учитывать следующее.

Пунктом 1 ст. 375 гл. 30 «Налог на имущество организаций» НК РФ установлено, что налоговая база по налогу на имущество организаций определяется как среднегодовая стоимость имущества, признаваемого объектом налогообложения. Порядок исчисления среднегодовой (средней) стоимости имущества определен п. 4 ст. 376 Кодекса, устанавливающей зависимость указанной величины от общего количества месяцев налогового (отчетного) периода. При этом гл. 30 Кодекса не предусмотрен особый порядок расчета среднегодовой (средней) стоимости имущества для организаций, ликвидированных (в том числе в результате реорганизации) в течение налогового (отчетного) периода.

Следовательно, расчет среднегодовой стоимости имущества реорганизуемых организаций производится в общеустановленном порядке (п. 4 ст. 376 НК РФ), с учетом положений ст. 379 Кодекса, устанавливающей, в частности, что налоговым периодом является календарный год.

 

Эх, дороги…

В каком порядке федеральное государственное унитарное предприятие должно определить право на льготу по налогу на имущество организаций по п. 11 ст. 381 Налогового кодекса РФ в части переданных на баланс предприятия федеральных автомобильных дорог общего пользования и сооружений, являющихся неотъемлемой технологической частью указанных объектов? Все ли находящиеся в собственности Российской Федерации автомобильные дороги относятся к федеральным автомобильным дорогам общего пользования?

 

В соответствии с п. 11 ст. 381 Кодекса организации освобождаются от обложения налогом на имущество организаций, в частности в отношении находящихся на балансе федеральных автомобильных дорог общего пользования и сооружений, являющихся неотъемлемой технологической частью указанных объектов.

Согласно Постановлению Правительства РФ от 24.12.91 № 61 «О классификации автомобильных дорог в Российской Федерации» (далее — Постановление Правительства Российской Федерации № 61) к федеральным автомобильным дорогам общего пользования относятся автомобильные дороги федерального значения, находящиеся в собственности Российской Федерации.

При этом приложением к Постановлению Правительства РФ № 61, конкретизирующим показатели определения автомобильных дорог общего пользования федерального значения, установлено, что автомобильными дорогами общего пользования федерального значения являются автомобильные дороги:

·        соединяющие столицу Российской Федерации со столицами сопредельных государств, административными центрами субъектов Российской Федерации;

·        включенные в перечень международных автомобильных дорог в соответствии с международными соглашениями Российской Федерации.

·        Автомобильными дорогами общего пользования федерального значения также могут быть автомобильные дороги:

·        соединяющие между собой административные центры субъектов Российской Федерации;

·        являющиеся подъездами от автомобильных дорог общего пользования федерального значения к крупнейшим транспортным узлам, имеющим международное значение (морским и речным портам, аэропортам и железнодорожным узлам), а также к специальным объектам федерального значения;

·        являющиеся подъездами от административных центров субъектов Российской Федерации, не имеющих связи по автомобильным дорогам общего пользования с г. Москвой, к ближайшим морским и речным портам, аэропортам и железнодорожным станциям.

Таким образом, приложение к Постановлению Правительства РФ № 61, устанавливая ряд ограничений, не позволяет относить все относящиеся к собственности Российской Федерации автомобильные дороги к федеральным автомобильным дорогам общего пользования.

Кроме того, при определении права организаций на указанную льготу по налогу на имущество организаций следует учитывать, что Перечень имущества, относящегося к объектам, льготируемым по п. 11 ст. 381 Кодекса, утвержден Постановлением Правительства РФ от 30.09.2004 № 504 «О Перечне имущества, относящегося к железнодорожным путям общего пользования, федеральным автомобильным дорогам общего пользования, магистральным трубопроводам, линиям энергопередачи, а также сооружений, являющихся неотъемлемой технологической частью указанных объектов, в отношении которых организации освобождаются от обложения налогом на имущество организаций» (в редакции Постановления Правительства РФ от 26.07.2006 № 461).

Учитывая изложенное, при определении состава льготируемого по указанному пункту Кодекса имущества следует руководствоваться Постановлением Правительства РФ № 61 (совместно с приложением) и утвержденным Постановлением Правительства РФ от 30.09.2004 № 504 Перечнем имущества, относящегося, в частности, к федеральным автомобильным дорогам общего пользования и сооружениям, являющимся неотъемлемой технологической частью указанных объектов.

 

Разъяснения резидентам ОЭЗ

Изменился ли с 2007 года порядок предоставления льготы по налогу на имущество организаций по п. 17 ст. 381 Налогового кодекса РФ в отношении имущества организаций — резидентов особых экономических зон?

При определении порядка льготирования имущества организаций — резидентов особых экономических зон следует иметь в виду, что действовавшей в 2006 г. редакцией п. 17 ст. 381 НК РФ предусматривалось освобождение от уплаты налога на имущество организаций имущества, учитываемого на балансе организации — резидента особой экономической зоны, в течение 5 лет с момента постановки имущества на учет.

В соответствии с Федеральным законом от 22.07.2005 № 116-ФЗ «Об особых экономических зонах в Российской Федерации» организация, имеющая свидетельство, удостоверяющее ее регистрацию в качестве резидента особой экономической зоны, вправе вести на территории особой экономической зоны промышленно-производственную или технико-внедренческую деятельность исключительно в пределах, предусмотренных соответствующими соглашениями.

При этом резидент особой экономической зоны не вправе иметь филиалы и представительства за пределами территории особой экономической зоны (ст. 10 Федерального закона № 116-ФЗ).

Поэтому имущество организации — резидента особой экономической зоны, находящееся за пределами особой экономической зоны, подлежит налогообложению в общеустановленном порядке.

Налоговая льгота по налогу на имущество организаций предоставляется организации — резиденту особой экономической зоны в течение срока действия соглашения о ведении промышленно-производственной или технико-внедренческой деятельности (в том числе в случае изменения законодательства о налогах и сборах, ухудшающего положение налогоплательщиков — резидентов особых экономических зон, за исключением актов законодательства Российской Федерации о налогах и сборах, касающихся налогообложения подакцизных товаров, — ст. 38 Федерального закона № 116-ФЗ) с даты внесения соответствующей записи в реестр резидентов особой экономической зоны в течение 5 лет с момента постановки имущества на учет в качестве основных средств.

Имущество организации, утратившей статус резидента особой экономической зоны, в том числе в связи с досрочным прекращением действия соответствующего соглашения, облагается налогом на имущество организаций на общих основаниях.

Таким образом, в 2006 г. указанная льгота по налогу на имущество организаций предоставлялась организациям — резидентам особых экономических зон при соблюдении вышеуказанных условий в течение 5 лет с момента постановки имущества на учет в качестве основных средств. При этом льготированию подлежало все учитываемое в качестве основных средств имущество организации — резидента особой экономической зоны.

Подпунктом 4 ст. 1 Федерального закона от 03.06.2006 № 75-ФЗ «О внесении изменений в часть вторую Налогового кодекса Российской Федерации и статью 1 Федерального закона «Об иностранных инвестициях в Российской Федерации» предусмотрена новая редакция п. 17 ст. 381 Кодекса.

В соответствии с новой редакцией п. 17 ст. 381 Кодекса, вступающей в действие с 1 января 2007 г. (ст. 3 Федерального закона от 03.06.2006 № 75-ФЗ), освобождаются от обложения налогом на имущество организаций организации — резиденты особых экономических зон в отношении имущества, учитываемого у них на балансе, созданного или приобретенного в целях ведения деятельности на территории особой экономической зоны и расположенного на территории данной особой экономической зоны, в течение 5 лет с момента постановки на учет указанного имущества.

Таким образом, поскольку изменения, внесенные в п. 17 ст. 381 НК РФ, носят уточняющий характер, порядок предоставления льготы по налогу на имущество организаций по п. 17 ст. 381 Кодекса с 1 января 2007 г. не изменился.