Министерство финансов внесет в Правительство доработанную Стратегию развития страхования на среднесрочную перспективу во второй половине нынешнего года.
Главной целью документа будет совершенствование основополагающего законодательного акта – Закона о страховании. Кроме того, определенные изменения предполагается внести в правовые основы обязательного страхования, а также процедуры контроля за его проведением. Стратегия также будет предусматривать нормативные правовые акты, направленные на повышение финансовой устойчивости страховщиков.
По словам заместителя главы финансового ведомства Сергея Шаталова, в Законе о страховом деле прописано, как должно проводиться обязательное страхование, однако на практике есть много законодательных актов, по которым вменяется в обязанность страховать. Только на федеральном уровне их число составляет около 40, и в субъектах Федерации насчитывается еще порядка 60. В результате зачастую возникают запутанные ситуации.
В Стратегии будет предусмотрена возможность создания досудебных комиссий, которые займутся решением страховых споров. Они станут альтернативой обычных судебных процессов. Выводы такой комиссии можно будет оспаривать в суде по аналогии с комиссией по трудовым спорам.
Заместитель министра отметил, что считает нецелесообразным предложение Михаила Зурабова о включении в тариф ОСАГО дополнительной квоты, которая позволит направить эти средства на затраты по снижению дорожного травматизма и на обслуживание пострадавших. По его оценке, некоторые ведомства хотят таким образом решить свои проблемы, что противоречит интересам страхового рынка.
Приоритет косвенным методам
Совет Федерации провел медиа-слушания на тему «Новые подходы к разработке и проведению промышленной политики в Российской Федерации». По мнению их участников, в современных условиях приоритетом должны пользоваться косвенные методы поддержки индустрии.
Российский и международный опыт показывает, что в быстро меняющейся постиндустриальной экономической среде традиционные средства прямой финансовой поддержки отдельных отраслей и производственных комплексов оказываются неэффективными и расточительными.
Основными средствами современной промышленной политики должны быть косвенные методы, то есть:
· принятие нормативных актов, регулирующих деятельность отраслей либо промышленности в целом, но не предусматривающих прямой поддержки конкретных секторов (техническое регулирование, стимулирование инновационной деятельности и т.д.);
· реализация законодательных норм, изменяющих риски, связанные с тем или иным видом производственной деятельности (например, замена лицензирования альтернативным страхованием);
· создание условий для развития финансовой инфраструктуры производственной деятельности;
· снижение институциональных издержек;
· реализация совместных проектов с негосударственными экономическими субъектами;
· введение в хозяйственный оборот ресурсов, ранее из него исключенных.
Новые подходы к промышленной политике, сформулированные в докладе, подготовленном экспертами Совета Федерации, станут основой законодательной работы сенаторов в ближайшее время.