Сладкой музыкой звучали показатели экономической динамики в начале нынешнего года. После досадного спада роста в конце 2006 года увеличение ВВП в январе — марте составило 7,9%, а индекс промпроизводства рванул вверх на 8,4 процентного пункта. К сожалению, объемы кредитов российских госкомпаний, полученных в I квартале за рубежом, тоже били все мыслимые рекорды.
Объем инвестиций в основной капитал в начале
Можно было бы порадоваться столь радужной картине, но одновременно с потоком инвестиций угрожающими темпами увеличивались в разы заимствования российских компаний за рубежом.
По данным мониторинга МЭРТ, за январь — март привлечение иностранного капитала отечественными корпорациями возросло в 2,3 раза — до 43,8 млрд долл. В это же время зарубежные обязательства органов государственного управления сократились на 1,3 млрд.
По сути, в начале текущего года мы стали свидетелями римейка ситуации с покупкой частной «Сибнефти», которая была сделана нашим газовым гигантом в
В марте совет директоров «Роснефти» на внеочередном заседании одобрил привлечение кредита в объеме 13 млрд долл. и предоставление поручительства за ООО «РН-Развитие» (100%-ной «дочки» госкорпорации), получающее заем в размере 9 млрд долл. Общая сумма кредитов в пересчете по текущему курсу доллара равняется 567,4 млрд руб.
Организаторами миллиардных кредитов выступили ABN AMRO, Barclays, BNP Paribas, Calyon, Citibank, Goldman Sachs, JPMorgan Chase и Morgan Stanley. Оба займа предоставлены под процентную ставку LIBOR плюс 0,5% в зависимости от окончательного срока выплаты.
По словам президента «Роснефти» Сергея Богданчикова, компания имеет существенный дисбаланс между объемами добычи нефти и мощностью перерабатывающих заводов, поэтому она крайне заинтересована в приобретении активов НК «ЮКОС».
Бессмысленность подобной «тусовки» денег с макроэкономической точки зрения очевидна. Минфин активно занимается стерилизацией излишней денежной массы и аккумулирует огромные средства в Стабфонде. А крупнейшая нефтяная госкомпания идет за рубеж за кредитом для приобретения активов. И затем эти деньги все равно вливаются в нашу экономику.
Причем получение зарубежных кредитов в данном случае не связано с модернизацией бизнеса и внедрением новых иностранных технологий. Просто очередной передел собственности.
О необходимости ограничить зарубежные заимствования госкорпораций уже неоднократно говорили руководители МЭРТ и Минфина. Но, как любил говаривать бравый солдат Швейк, если нельзя, а очень хочется, то можно…
Кстати, переход «Сибнефти» в собственность «Газпрома» привел к ухудшению показателей ее экономической эффективности. А размер чистой прибыли «Роснефти» за прошлый год сократился по сравнению с уровнем
Кроме того, здесь возникает один «маленький» вопросик. Не прошло и года с тех пор, как «Роснефть» привлекла в ходе IPO огромную сумму — 11 млрд долл., которую собиралась использовать именно на инвестиции в развитие бизнеса. Не совсем понятно, почему эти средства нельзя было потратить на приобретение новых активов, чтобы частично уменьшить сумму заимствований.
Между тем инвестиционный бум российских государственных корпораций только начинается. Правительство уже утвердило программы капиталовложений практически всех госмонополий на период до
Основными источниками финансирования инвестпрограмм должны выступить собственные средства госкорпораций и бюджетные ассигнования. Часть средств монополии намерены собрать на фондовом рынке.
Но, к сожалению, топ-менеджмент госкомпаний не отличается способностью генерировать большие потоки свободных финансовых средств, по крайней мере до инвестиций они явно не доходят. Трехлетний бюджет Минфин заверстал почти без профицита. А опыт привлечения денег РАО ЕЭС и «Роснефти» на фондовом рынке показывает, что они растворяются при выполнении ежедневных задач (текучка, по всей вероятности, засасывает).
Так что размеры уже набранных госкомпаниями кредитов могут в ближайшем будущем нам показаться просто скромными по сравнению с теми суммами, за которыми наши монополии устремятся за рубеж.
Дорога к иностранным кредитам благими планами вымощена, и если в одной точке сойдутся время их возврата и снижение нефтяных цен, туго придется не только самим госкорпорациям, но и всей отечественной экономике.