Если забыть, ради кого в конечном итоге внедряются информационные технологии, результат будет плачевным. К счастью, есть особый класс систем, благодаря которому цель напоминает о себе постоянно.
Сейчас в среде российского делового сообщества постепенно формируется пространство ИТ-культуры, и к топ-менеджменту приходит понимание необходимости управления информационными потоками, связывающими в единую сеть все элементы экономики на микро- и макроуровне.
Тем не менее одного понимания недостаточно. Информационная взаимосвязь становится выгодной для ее участников только при условии, что результаты объединенных системой процессов направлены на удовлетворение потребностей общества.
Другими словами, внедрение любого ИТ-средства на предприятии служит лишь одной цели — максимально эффективному управлению ресурсами компании в процессе создания и вывода на рынок продукта, качество которого как минимум соответствует ожиданиям потребителей.
Пресловутый маркетинг
Причины бесполезного внедрения систем могут быть разными, но часто все сводится к одному: не учтены или вовсе не проводились исследования рынка.
В результате осиротевшие товары и услуги, не найдя своего покупателя, пылятся на полках супермаркетов или доживают срок годности на складах. А потребители как неприкаянные скитаются в поисках удовлетворения своих нужд.
Маркетинговые информационные системы (МИС) помогут положить этому конец.
В условиях, когда исследования рыночной конъюнктуры вручную становятся абсолютно нереальны из-за колоссальных объемов постоянно обновляющейся информации, только автоматизация способна обеспечить результат, который будет все еще актуален на момент получения.
МИС ориентированы на поддержку принятия маркетинговых решений: на какой рынок, в какой модификации, по какой цене выводить продукт и выводить ли вообще.
Они позволяют менеджерам низшего звена использовать информацию, полученную на основе исходных данных по рынку, для составления промежуточных отчетов. Среднему звену менеджмента дают возможность проводить анализ «что, если». А топ-менеджерам — моделировать рыночное поведение и изучать последствия возможных стратегий и тактик.
Поддержка общепринятых аналитических методик (сегментный, GAP-, SWOT-, Portfolio-анализ), предусмотренная в МИС, важна при разработке стратегии и тактики работы компании на рынке, оценке рисков и расчете плановых финансовых результатов.
На МИС надейся, а с ERP не плошай
Несмотря на очевидную полезность функций маркетинговых ИТ-средств, их реализацию необходимо рассматривать в контексте того, что результаты, полученные с их помощью, станут исходными данными для работы интегрированной системы управления предприятием, например класса MRP II или ERP.
Как отметили участники ежегодной конференции «Корпоративные системы-2007», маркетинговая информационная система должна быть интегрирована в структуру системы управления ресурсами и ориентирована на обеспечение необходимой информацией блоков календарного планирования производства, бизнес-планирования, финансового анализа и др.
Исполняя роль источника аргументации в процессе принятия решений, маркетинговая система закладывает фундамент всех плановых показателей.
Использование комплексной информационной системы управления, включающей контуры автоматизации маркетинговых исследований и планирования ресурсов предприятия на основе стандарта MRP II, позволяет наладить эффективный механизм операционной деятельности, направленной на удовлетворение потребностей потребителей.
Мнение эксперта
ЛЕОНИД ГОДЗИКОВСКИЙ, ПРОЕКТНО-КОНСАЛТИНГОВАЯ ФИРМА «ТАЛГАР»:
— Процесс автоматизации маркетинговой деятельности полезен уже тем, что благодаря ему результаты становятся измеряемы в реальных показателях. Появление программных продуктов в этой области можно только приветствовать. Однако главной трудностью, как и для многих других систем автоматизации, является работа по внедрению в повседневную практику сотрудников отдела маркетинга новых жестких формальных правил, продиктованных логикой работы программы.
К сведению
Маркетинговая информационная система — это совокупность персонала, оборудования, процедур и методов, предназначенная для сбора, обработки, анализа и распределения своевременной и достоверной информации, необходимой для подготовки и принятия маркетинговых решений.