Какие перемены ждут договор франчайзинга

| статьи | печать

Со вступлением в силу части 4 ГКРФ изменится регулирование отношений коммерческой концессии

 

Сравнительная редакция п. 1 ст. 1027 ГК РФ

 

Ныне действующая редакция

По договору коммерческой концессии одна сторона (правообладатель) обязуется предоставить другой стороне (пользователю) за вознаграждение на срок или без указания срока право использовать в предпринимательской деятельности пользователя комплекс исключительных прав, принадлежащих правообладателю, в том числе право на фирменное наименование и (или) коммерческое обозначение правообладателя, на охраняемую коммерческую информацию, а также на другие предусмотренные договором объекты исключительных прав — товарный знак, знак обслуживания и т. д.

Редакция, вступающая в силу   с 1 января 2008 г.

 

По договору коммерческой концессии одна сторона (правообладатель) обязуется предоставить другой стороне (пользователю) за вознаграждение на срок или без указания срока право использовать в предпринимательской деятельности пользователя комплекс принадлежащих правообладателю исключительных прав, включающий право на товарный знак, знак обслуживания, а также права на другие предусмотренные договором объекты исключительных прав, в частности на коммерческое обозначение, секрет производства (ноу-хау).

 

Уже не за горами вступление в силу четвертой части Гражданского кодекса РФ, посвященной правам на результаты интеллектуальной деятельности и средства индивидуализации. С 1 января 2008 года, когда она начнет действовать, она затронет не только вопросы авторского и патентного права, но и отношения франчайзинга (или, как его именует глава 54 ГК РФ, коммерческой концессии).

 

Федеральный закон от 18.12.2006 № 231-ФЗ «О введении в действие части 4 Гражданского кодекса РФ» (далее — Вводный закон) предусматривает изменение сразу нескольких статей ГК РФ, посвященных договору франчайзинга.

Пожалуй, основная из этих поправок та, что изменяет само понятие франчайзинга, содержащееся в ст. 1027 ГК РФ. После вступления в силу ч. 4 Кодекса из предмета этого договора исключается фирменное наименование правообладателя. Это средство индивидуализации, позволяющее отделить один субъект предпринимательской деятельности (юридическое лицо, коммерческую организацию) от других, подобных ему.

С 1 января 2008 года фирменное наименование утрачивает возможность свободного оборота и может переходить от одного юридического лица к другому только в результате реорганизации путем слияния, выделения или присоединения. С этой даты предметом заключаемых договоров может быть только комплекс принадлежащих правообладателю исключительных прав. В него в обязательном порядке включается право на товарный знак и знак обслуживания.

По усмотрению сторон договора — правообладателя (франчайзера) и пользователя (франчайзи) — последнему могут быть переданы и права на другие объекты исключительных прав, в частности на коммерческое обозначение и секрет производства (ноу-хау).

Еще одно новшество, внесенное в положения ГК РФ о франчайзинге, — включение пункта 4 в ст. 1027 ГК РФ. В этой норме говорится о том, что к договору коммерческой концессии применяются правила разд. VII (то есть собственно ч. 4 Кодекса) о лицензионном договоре, если это не противоречит требованиям гл. 54 ГК РФ и существу договора коммерческой концессии.

К примеру, согласно подп. 1 п. 6 ст. 1235 ч. 4 ГК РФ в лицензионном договоре обязательно должен быть отражен его предмет «путем указания на результат интеллектуальной деятельности или на средство индивидуализации, право использования которых предоставляется по договору, с указанием в соответствующих случаях номера и даты выдачи документа, удостоверяющего исключительное право на такой результат или на такое средство (патент, свидетельство)».

Следовательно, в предмет договора франчайзинга необходимо будет включать ссылки на документы, подтверждающие право правообладателя на товарный знак. В противном случае он будет считаться не согласованным, а сам договор не заключенным.

В то же время законодатель не относит договор франчайзинга к разновидностям лицензионного договора (хотя некоторые правоведы полагают, что это все-таки нужно сделать). Поэтому к нему применимы далеко не все положения разд. VII ГК РФ.

Например, общие правила о лицензионных договорах позволяют заключить договор как на возмездной, так и безвозмездной основе. Но в отношении франчайзинга это положение неприменимо, поскольку сторонами этого договора могут быть только индивидуальные предприниматели и коммерческие организации. А одним из признаков предпринимательских отношений является систематическое получение прибыли. Значит, договор франчайзинга может быть только возмездным.

Еще одно новшество заключается в следующем. Сейчас стороны договора франчайзинга обязаны зарегистрировать его в налоговой инспекции, а в случае если он заключается на использование объекта, охраняемого в соответствии с патентным законодательством (изобретения, полезной модели и т.п.), еще и в органе Роспатента. С нового года регистрировать его в налоговых органах не придется, зато регистрации в Роспатенте будут подлежать вообще все договоры франчайзинга.

Следует ли правообладателям и пользователям после вступления в силу ч. 4 ГК РФ и Вводного закона менять условия действующих договоров? Поскольку Вводный закон не содержит указаний на то, что он полностью или некоторые его положения имеют обратную силу, он будет применяться только к отношениям, возникшим с 1 января 2008 г. Это вытекает из ст. 422 ГК РФ, которая гласит, что договор должен соответствовать обязательным для сторон правилам, установленным законом и иными правовыми актами (императивным нормам), действующим в момент его заключения.

Если после заключения договора принят закон, устанавливающий обязательные для сторон правила иные, чем те, которые действовали при его заключении, то условия заключенного договора сохраняют силу, кроме случаев, когда в законе установлено, что его действие распространяется на отношения, возникшие из ранее заключенных договоров.

Так что правообладателям и пользователям не придется, например, перерегистрировать в Роспатенте те договоры франчайзинга, которые согласно действующей сейчас редакции п. 2 ст. 1028 ГК РФ уже были зарегистрированы в ФНС России.