Со вступлением в силу части 4 ГКРФ изменится регулирование отношений коммерческой концессии
Сравнительная редакция п. 1 ст. 1027 ГК РФ
Ныне действующая редакция
По договору коммерческой концессии одна сторона (правообладатель) обязуется предоставить другой стороне (пользователю) за вознаграждение на срок или без указания срока право использовать в предпринимательской деятельности пользователя комплекс исключительных прав, принадлежащих правообладателю, в том числе право на фирменное наименование и (или) коммерческое обозначение правообладателя, на охраняемую коммерческую информацию, а также на другие предусмотренные договором объекты исключительных прав — товарный знак, знак обслуживания и т. д.
Редакция, вступающая в силу с 1 января
По договору коммерческой концессии одна сторона (правообладатель) обязуется предоставить другой стороне (пользователю) за вознаграждение на срок или без указания срока право использовать в предпринимательской деятельности пользователя комплекс принадлежащих правообладателю исключительных прав, включающий право на товарный знак, знак обслуживания, а также права на другие предусмотренные договором объекты исключительных прав, в частности на коммерческое обозначение, секрет производства (ноу-хау).
Уже не за горами вступление в силу четвертой части Гражданского кодекса РФ, посвященной правам на результаты интеллектуальной деятельности и средства индивидуализации. С 1 января 2008 года, когда она начнет действовать, она затронет не только вопросы авторского и патентного права, но и отношения франчайзинга (или, как его именует глава 54 ГК РФ, коммерческой концессии).
Федеральный закон от 18.12.2006 № 231-ФЗ «О введении в действие части 4 Гражданского кодекса РФ» (далее — Вводный закон) предусматривает изменение сразу нескольких статей ГК РФ, посвященных договору франчайзинга.
Пожалуй, основная из этих поправок та, что изменяет само понятие франчайзинга, содержащееся в ст. 1027 ГК РФ. После вступления в силу ч. 4 Кодекса из предмета этого договора исключается фирменное наименование правообладателя. Это средство индивидуализации, позволяющее отделить один субъект предпринимательской деятельности (юридическое лицо, коммерческую организацию) от других, подобных ему.
С 1 января 2008 года фирменное наименование утрачивает возможность свободного оборота и может переходить от одного юридического лица к другому только в результате реорганизации путем слияния, выделения или присоединения. С этой даты предметом заключаемых договоров может быть только комплекс принадлежащих правообладателю исключительных прав. В него в обязательном порядке включается право на товарный знак и знак обслуживания.
По усмотрению сторон договора — правообладателя (франчайзера) и пользователя (франчайзи) — последнему могут быть переданы и права на другие объекты исключительных прав, в частности на коммерческое обозначение и секрет производства (ноу-хау).
Еще одно новшество, внесенное в положения ГК РФ о франчайзинге, — включение пункта 4 в ст. 1027 ГК РФ. В этой норме говорится о том, что к договору коммерческой концессии применяются правила разд. VII (то есть собственно ч. 4 Кодекса) о лицензионном договоре, если это не противоречит требованиям гл. 54 ГК РФ и существу договора коммерческой концессии.
К примеру, согласно подп. 1 п. 6 ст. 1235 ч. 4 ГК РФ в лицензионном договоре обязательно должен быть отражен его предмет «путем указания на результат интеллектуальной деятельности или на средство индивидуализации, право использования которых предоставляется по договору, с указанием в соответствующих случаях номера и даты выдачи документа, удостоверяющего исключительное право на такой результат или на такое средство (патент, свидетельство)».
Следовательно, в предмет договора франчайзинга необходимо будет включать ссылки на документы, подтверждающие право правообладателя на товарный знак. В противном случае он будет считаться не согласованным, а сам договор не заключенным.
В то же время законодатель не относит договор франчайзинга к разновидностям лицензионного договора (хотя некоторые правоведы полагают, что это все-таки нужно сделать). Поэтому к нему применимы далеко не все положения разд. VII ГК РФ.
Например, общие правила о лицензионных договорах позволяют заключить договор как на возмездной, так и безвозмездной основе. Но в отношении франчайзинга это положение неприменимо, поскольку сторонами этого договора могут быть только индивидуальные предприниматели и коммерческие организации. А одним из признаков предпринимательских отношений является систематическое получение прибыли. Значит, договор франчайзинга может быть только возмездным.
Еще одно новшество заключается в следующем. Сейчас стороны договора франчайзинга обязаны зарегистрировать его в налоговой инспекции, а в случае если он заключается на использование объекта, охраняемого в соответствии с патентным законодательством (изобретения, полезной модели и т.п.), еще и в органе Роспатента. С нового года регистрировать его в налоговых органах не придется, зато регистрации в Роспатенте будут подлежать вообще все договоры франчайзинга.
Следует ли правообладателям и пользователям после вступления в силу ч. 4 ГК РФ и Вводного закона менять условия действующих договоров? Поскольку Вводный закон не содержит указаний на то, что он полностью или некоторые его положения имеют обратную силу, он будет применяться только к отношениям, возникшим с 1 января
Если после заключения договора принят закон, устанавливающий обязательные для сторон правила иные, чем те, которые действовали при его заключении, то условия заключенного договора сохраняют силу, кроме случаев, когда в законе установлено, что его действие распространяется на отношения, возникшие из ранее заключенных договоров.
Так что правообладателям и пользователям не придется, например, перерегистрировать в Роспатенте те договоры франчайзинга, которые согласно действующей сейчас редакции п. 2 ст. 1028 ГК РФ уже были зарегистрированы в ФНС России.