Президент РФ подписал нормативный акт, ограничивающий права собственников земли, арендаторов, землевладельцев и землепользователей, — Федеральный закон от 10.05.2007 № 69-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты РФ в части установления порядка резервирования земель для государственных или муниципальных нужд» (далее — Закон).
Сама по себе возможность резервирования земель не является законодательным новшеством. Понятие резервирования употребляется в некоторых статьях ныне действующего Земельного кодекса РФ. В частности, п. 3 ст. 102 ЗК РФ предусматривает необходимость принятия федерального закона, посвященного порядку резервирования земель для строительства водохранилищ.
Однако сейчас ни в этой статье, ни в других нормах Кодекса не раскрывается, что, собственно, нужно понимать под резервированием и кто должен его вводить? Так же как не разъяснен и другой немаловажный момент: какие земли подлежат резервированию — только государственные и муниципальные или частные? На эти вопросы и должен был ответить проект Закона, разработанный в Правительстве РФ.
Дело за Правительством
Но после того как над документом поработали депутаты, из него исчезло определение резервирования для государственных или муниципальных нужд, а также подробная регламентация этой процедуры. Окончательная редакция Закона, принятая парламентариями, предписывает Правительству РФ утвердить конкретный порядок резервирования земель (хотя, как было сказано выше, к примеру, процедура резервирования земель для водохранилищ может регулироваться только федеральным законодательством).
По Закону решения о резервировании будут принимать федеральные и региональные органы власти (резервирование для государственных нужд), а также органы местного самоуправления (резервирование для муниципальных нужд).
В соответствии с п. 1 ст. 70.1, которая согласно Закону должна быть внесена в ЗК РФ, для резервирования земель предусмотрены две группы оснований.
1. Если земли находятся в частной собственности или предоставлены частникам на каком-либо другом праве (аренды, постоянного (бессрочного) пользования и так далее), то зарезервировать их можно только в целях, перечисленных в ст. 49 ЗК РФ, которая посвящена изъятию земельных участков для государственных или муниципальных нужд, в том числе путем выкупа.
Подпункты 1 и 2 п. 1 данной статьи предусматривают, что земли частников можно изымать (а значит, и резервировать), во-первых, для выполнения международных обязательств государства, во-вторых, для размещения объектов энергетических систем, атомной энергетики, обороны и безопасности, транспорта, путей сообщения, информатики и связи, электро, газо-, тепло- и водоснабжения, автомобильных дорог, а также для размещения объектов, обеспечивающих космическую деятельность, защиту Государственной границы, линейных объектов, обеспечивающих деятельность субъектов естественных монополий.
2. Землю, собственником которой является государство или муниципальное образование, если она не передана частным лицам на каком-либо праве, можно резервировать, как в случаях, перечисленных в ст. 49 ЗК РФ, так и в случаях, связанных с размещением объектов инженерной, транспортной и социальной инфраструктуры.
Все улучшения — за свой счет
Закон не оговаривает, что государство, зарезервировав землю, обязательно должно изъять ее. Но он ограничивает срок, на который возможно резервирование. По общему правилу земли для государственных или муниципальных нужд могут резервироваться не более чем на 7 лет. А если земля находится в государственной или муниципальной собственности и не предоставлена гражданам или юридическим лицам для строительства автомобильных, железных дорог и других линейных объектов, предельный срок увеличивается до 20 лет.
Земли, принадлежащие частному лицу на праве собственности, которые были зарезервированы для государственных нужд, могут быть изъяты у него путем выкупа. К сожалению, собственник, узнавший о том, что к его земле проявили интерес государственные или муниципальные власти, не сможет увеличить выкупную цену своего участка. По Закону все улучшения, в том числе строительство, которые собственник, землепользователь, землевладелец или арендатор производит на своей земле с того момента, как он узнал о том, что она зарезервирована, он делает за свой счет.
Для государства или муниципального образования, земли которого подлежат резервированию, эта процедура также связана с определенными ограничениями. Публичный сервитут или договор аренды земельного участка, расположенного в границах зарезервированных государственных или муниципальных земель, заключается на срок, продолжительность которого не может превышать срок резервирования.
Закон вступит в силу через 10 дней после его официального опубликования.