Их в разведку не возьмут…

ПРОВЕРКИ
| статьи | печать

Представители Центробанка не смогут больше участвовать в плановых проверках деятельности кредитных организаций, акциями которых они владеют. Подобная инициатива вряд ли будет иметь какой-либо серьезный экономический эффект, однако она несколько усложнит возможности сотрудников Банка России манипулировать инсайдом.

 

В середине мая, 14-го, вступает в силу Указание Банка России от 24.04.2007 № 1819-У «О внесении изменений в Инструкцию Банка России от 01.12.2003 № 108-И «Об организации инспекционной деятельности Центрального банка РФ (Банка России)».

Согласно данному нормативу представители Центробанка не смогут инспектировать кредитную организацию, если они входят в состав ее органов управления. Более того, «не допускается включение в состав рабочей группы уполномоченного представителя Банка России, который владеет долями (акциями) проверяемой организации».

«Своевременность и значимость» этого документа сложно переоценить особенно в свете последних проверок Центробанка, организованных Генпрокуратурой. Ревизии показали, что «многие руководители регулятора успешно сочетают функции контролеров с собственными коммерческими интересами». Поэтому норматив является запоздалой ответной реакцией регулятора.

На первый взгляд Указание Банка России должно помочь в борьбе с утечкой инсайдерской информации, которую недобросовестные проверяющие из ЦБ могут использовать в своих целях. Однако гораздо важнее отследить именно игру на инсайде, нежели простое обладание акциями банка, а это сделать практически невозможно.

Наличие у сотрудника ЦБ выписки из реестра акционеров какого-либо банка конечно же не является криминалом. Тем более что большинство нынешних служащих пришли в Центробанк из частных банковских структур — и не с пустыми руками.

Очень много в высшем звене ЦБ и миноритариев Сбербанка — главной кузницы кадров для нынешнего регулятора. Многие сотрудники наверняка поучаствовали в подписке на акции ВТБ. И что же, теперь их не возьмут
инспектировать подразделения крупнейших российских банков?

А как быть с членами семей «добросовестных» сотрудников банковского надзора — акционерами кредитных учреждений? В документе про них ничего не сказано! Брать с инспектора «честное слово», что его родственники не являются аффилированными лицами проверяемого банка?