Правительство одобрило проект закона о ратификации Соглашения между Россией, Болгарией и Грецией о сотрудничестве при сооружении и эксплуатации нефтепровода Бургас — Александруполис.
Основной целью Соглашения является создание Международной проектной компании (МПК), которая будет строить, а затем эксплуатировать нефтепровод Бургас — Александруполис. Новая транспортная артерия позволит поставлять российскую нефть в Южную Европу в обход узких проливов между Черным и Средиземным морями. Начальная пропускная способность нефтепровода составит 35 млн тонн в год, в дальнейшем возможно ее расширение до 50 млн.
Международный проект предусматривает сооружение 3 объектов:
· нефтеналивного терминала в Бургасе (Болгария);
· нефтеналивного терминала в Александруполисе (Греция);
· магистрального нефтепровода между ними с перекачивающими станциями, резервуарными парками и всей необходимой инфраструктурой.
Доля России в МПК составит 51%, участие болгарских и греческих партнеров будет более скромным — по 24,5%. Соглашение предоставит определенные выгоды российской стороне, которая в соответствии со ст. 5 документа получит возможность формировать грузопотоки в регионе и влиять на организацию транспортировки нефти от мест добычи до порта Александруполис в Эгейском море.
Кроме того, в ст. 9 Соглашения содержатся обязательства болгарской и греческой сторон предоставить МПК наиболее благоприятный налоговый режим.
Все это позволит повысить стабильность поставок углеводородов из России, а также обеспечить бесперебойный транзит «черного золота» через территорию Болгарии и Греции на мировые рынки.
Реализация Соглашения не потребует изменения действующего законодательства РФ, а также принятия новых законодательных актов.
Вместе с тем ст. 10 документа содержит так называемую дедушкину оговорку, направленную на обеспечение стабильности экономических условий для деятельности МПК. Она предполагает, что вновь принимаемые нормативные акты, если их применение приведет к увеличению ставки любого налога, сбора или пошлины, не распространяются на МПК и ее подрядчиков на период до достижения окупаемости нефтепровода.