Необходимо увеличить участие государства в геологоразведке. Во всяком случае это нужно на нынешнем этапе экономического развития России. В настоящий момент основной наш потенциал заключен в российских недрах. Конечно, быть «сырьевым придатком» остального мира — не очень почетная роль, но это реальность. Можно и нужно развивать обрабатывающую промышленность, осваивать высокие технологии. Правда, хорошо бы при этом не потерять уже имеющееся.
Значит, нужно позаботиться о том, чтобы природными богатствами не оказались обделены и наши потомки. Но приведенные в «ЭЖ» цифры говорят о совершенно противоположной тенденции: разведанные запасы тают, восполнение явно недостаточное.
В этих условиях позиция МПР, которое хочет заниматься лишь первичной геологоразведкой с дальнейшей передачей более-менее перспективных участков частным компаниям, представляется весьма спорной минимум по двум причинам.
Первая: объемы даже первичной разведки в России ныне чрезвычайно малы, хотя изученность многих российских территорий на наличие тех или иных полезных ископаемых явно недостаточна.
Вторая: истинная ценность той или иной перспективной площади никогда или почти никогда не выявляется на первых этапах разведки. То есть не исключена возможность (и даже очень велика), что сейчас значительная часть уже осваиваемых месторождений (там, где доразведку, детальное изучение и освоение ведут частные компании) — это далеко не самые богатые и не самые перспективные площадки. А где-то в другом месте, возможно по соседству, лежат нетронутыми несметные богатства. Их не найдут «частники», поскольку такой поиск почти всегда нерентабелен. Это обязанность государства — такая же, как финансирование фундаментальных наук. Геология, кстати, относится именно к этому виду человеческого знания.
Н. Викторова, геолог, Санкт-Петербург