Хорошая «дочка» — «маме» в радость

| статьи | печать

Сначала о горе и Магомете. Не думали, почему к ней всякий раз вынужден брести Магомет, а не наоборот? Скажете, а куда ему деваться — горы в принципе не ходят. Да ну, гора — это же так, образ. Скорее потому, что и Магомет так же мыслит. А зря. Случается, что и горе со скрипом, но приходится шевелиться. Редкие свидетельства тому, в частности, дарят нам взаимоотношения власти и бизнеса.

 

Государство у нас — это, конечно, гора. Впрочем, многих предпринимателей такой дележ ролей не устраивает. Ладно, пусть оно не гора, а большой, крутой бугор. Все равно же ясно, кому и куда идти. Однако бывают обратные прецеденты.

Так, в самом конце апреля Госдума приняла, а уже в начале мая Совет Федерации одобрил скучный по названию, но увлекательный по сути закон. Касается он внесения изменений в некоторые статьи Налогового кодекса, что уже успели окрестить приглашением государства на земли российские холдинговых компаний. Дело, однако, не в том, что власти вдруг закручинились от сиротства страны без обилия таких компаний, иначе давно бы уже приняли пылящийся который год в ее недрах законопроект о холдингах — вещь для их «зазыва» основополагающую. В первую голову дело, думается, снова в них — в налогах. В данном случае на дивиденды, которыми «дочки» компаний поддерживают своих «мамаш».

Вот что вкратце говорится в пояснительной записке к законопроекту о внесении изменений в НК. Направлен он, конечно, на повышение стабильности инвестиций в нашу экономику, на укрепление конкурентоспособности российской налоговой системы для стимулирования холдингов размещаться в России, «а также снижение мотивации использования трансфертного ценообразования с целью минимизации налогов внутри Российской Федерации».

Насчет повышения стабильности инвестиций сказано верно, но дальше этот тезис почти не разворачивается. Можем только от себя напомнить, что, к примеру, из вала иностранных инвестиций к нам в прошлом году в размере 55 с лишком млрд долл. на прямые пришлось только 13,7 млрд. А вот по поводу «а также» депутаты в своей записке на откровения не поскупились.

Суть их признаний такова. При нынешней системе налогообложения дивидендов организаций что наши, что иностранные инвесторы предпочитают инвестировать в российскую экономику через компании, зарегистрированные в странах с льготным нацрежимом налогообложения. Проще говоря, через офшорных «дочек». В результате, как говорится в пояснении, Россия «на практике не только не получает доходов от налогообложения дивидендов таких организаций, но и теряет возможность регулирования их деятельности в соответствии с законодательством РФ».

Этот процесс имеет и цифровое подтверждение в финансово-экономическом обосновании законопроекта: в 2005 г. налоговые поступления с выплаченных дивидендов друг другу российскими компаниями составили 18 млрд руб., или всего 0,75% от всех федеральных налоговых доходов. При 9-процентной ставке налога на прибыль с дивидендов вырисовывается их общая сумма 200 млрд руб. В то же время сумма налога с дивидендов, которые достались нерезидентам от наших организаций, составила 19,8 млрд руб. Учитывая, что большая ее часть получена по «офшорной» ставке 5%, общий отток капитала из России можно оценить под 400 млрд руб.

Образно говоря, все это значит, что Магомет залег в офшоре и к горе отнюдь не торопится, мимо же нее снуют какие-то умники, таскают при этом что-то ценное, а делиться не хотят. Причем изловить и обличить их крайне трудно.

Короче, что предлагается. Вещь в законе прописана почти невероятная — делается исключение из общего режима налогообложения и вводится нулевая ставка по налогу на прибыль на доход российской (именно!) организации в виде дивидендов от «дочки», где бы та ни обитала.

Не торопитесь потирать руки. «Дочка» должна быть не каким-то там кукушонком, а девушкой честной, чистой, с хорошей характеристикой и четко записанной за «мамой», как в паспорте в графе «Дети». Для этого в законе есть целый букет условий и ограничений (а как иначе?!). Главные из них такие: компания, которая получает дивиденды от другой организации, должна иметь в ее уставном капитале долю не менее 50% стоимостью больше 500 млн руб. и владеть этим богатством не меньше года на момент принятия решения о выплате дивидендов.

Как, нравится? На сей счет в деловом сообществе разворачивается диспут. Надо сказать, при глубоком удовлетворении в принципе от этого шага со стороны государства мнение преобладает такое, что условия для попадания под нулевую ставку налога все же жестковаты: в других странах требуемая доля в капитале «дочки» куда меньше, а о ее стоимости в некоторых случаях разговор даже не идет. И вообще, мол, чтобы по-настоящему ублажить инвестора, одной льготы по дивидендам маловато, тут нужен подходящий для него климат. А как у нас с защитой собственности, исполнением законов, реальным налоговым администрированием…

Словом, есть над чем бизнесу голову поломать.