Правомерно ли Горархитектура взимает плату за предоставление градостроительного плана?
Н.Н. Корнева, Краснодарский край, Белореченск
Градостроительный кодекс РФ предусматривает, что градостроительный план должен бесплатно предоставляться физическому или юридическому лицу, обратившемуся с соответствующим заявлением (п. 17 ст. 46 ГрК РФ). Но эта норма относится лишь к планировке территории, разрабатываемой на основании решения органа местного самоуправления поселения или городского округа.
Кодекс прямо не оговаривает, может ли взиматься плата, если будущее строительство планируется по инициативе не муниципальных властей, а иных лиц. Однако в ст. 3 ГрК РФ указывается, что законодательство о градостроительной деятельности состоит, в частности, из законов и иных нормативных правовых актов субъектов РФ.
Также по вопросам градостроительной деятельности могут приниматься муниципальные правовые акты, которые не должны противоречить Кодексу. Отсюда можно сделать вывод, что на уровне регионов или муниципальных образований такая плата может быть установлена.
В то же время, решая вопрос о том, законно ли введена указанная плата, необходимо определить, не подпадает ли она под понятие сбора. Дело в том, что в России не могут устанавливаться федеральные, региональные или местные налоги и сборы, не предусмотренные Налоговым кодексом РФ (п. 6 ст. 12 НК РФ). Сбор за предоставление градостроительного плана НК РФ не предусмотрен. Следовательно, если взимаемая за это плата подпадает под понятие сбора, то местные власти взимают ее незаконно.
Отграничение сбора от платежа за услуги, оказываемые организациями и органами власти, представляет собой сложную правовую проблему. Для ее разрешения обратимся к определению сбора, данному в п. 2 ст. 8 НК РФ.
Под сбором понимается обязательный взнос, взимаемый с организаций и физических лиц, уплата которого является одним из условий совершения в отношении плательщиков сборов государственными или муниципальными органами, иными уполномоченными органами и должностными лицами юридически значимых действий, включая предоставление определенных прав или выдачу разрешений (лицензий).
Таким образом, сбор имеет два признака:
· совершение юридически значимых действий в отношении плательщика;
· поступление взимаемых средств в государственный или муниципальный бюджет.
В вашем случае плата взимается за осуществление юридически значимого действия (выдача градостроительного плана). Значит, отнесение этой платы к категории сбора зависит от того, куда поступают средства заявителей. Если они остаются на балансе Горархитектуры, то они не являются сбором и, следовательно, взимаются на законной основе. Если же их получателем является местный бюджет, то введение такой платы нарушает НК РФ.