У вас что-то прибыло?

По письмам читателей
| статьи | печать

При выходе участника из общества с ограниченной ответственностью право собственности на долю в уставном капитале этого общества переходит от выбывшего участника к другому участнику общества или к новому участнику общества либо к самой организации.

Можно ли рассматривать действительную стоимость доли в уставном капитале организации, полученную участником общества при выходе (выбытии) из общества, как доход от реализации, а при ликвидации общества — как внереализационный доход?

 

В соответствии с подп. 4 п. 1 ст. 251 НК РФ к доходам, не учитываемым при определении налоговой базы по налогу на прибыль организаций, относятся доходы в виде имущества, имущественных прав, которые получены в пределах вклада (взноса) участником хозяйственного общества или товарищества (его правопреемником или наследником) при выходе (выбытии) из хозяйственного общества или товарищества либо при распределении имущества ликвидируемого хозяйственного общества или товарищества между его участниками.

На основании п. 1 ст. 249 НК РФ в целях налогообложения прибыли доходом от реализации признаются выручка от реализации товаров (работ, услуг) как собственного производства, так и ранее приобретенных, выручка от реализации имущественных прав.

При этом выручка от реализации определяется исходя из всех поступлений, связанных с расчетами за реализованные товары (работы, услуги) или имущественные права, выраженные в денежной и (или) натуральной формах.

Согласно ст. 250 НК РФ внереализационными доходами признаются доходы, не указанные в ст. 249 НК РФ. Пунктом 8 ст. 250 НК РФ к внереализационным доходам отнесены доходы в виде безвозмездно полученного имущества (работ, услуг) или имущественных прав, за исключением случаев, указанных в ст. 251 НК РФ.

Минфин России в Письме от 10.05.2006 № 03-03-04/1/428 указал, что положения подп. 4 п. 1 ст. 251 НК РФ применяются в случаях выхода (выбытия) участника хозяйственного общества из данного хозяйственного общества либо при ликвидации хозяйственного общества.

Кроме того, Минфин России в Письме от 06.03.2006 № 03-03-02/53 замечает, что гражданское законодательство Российской Федерации не содержит определения понятия «выбытие из общества с ограниченной ответственностью».

Однако, по мнению Минфина России, закрепленная в подп. 4 п. 1 ст. 251 НК РФ норма может быть применена к случаю прекращения налогоплательщиком участия в обществе с ограниченной ответственностью в связи с продажей доли в уставном капитале.

В Письме от 17.03.2006 № 03-03-04/2/81 Минфин России разъяснил, что доходы в виде имущества, полученного при распределении между участниками общества с ограниченной ответственностью в связи с его ликвидацией, признаются согласно п. 2 ст. 248 НК РФ безвозмездно полученными и учитываются в соответствии с п. 8 ст. 250 НК РФ в составе внереализационных доходов.

Кроме того, Минфин России указал, что в аналогичном порядке учитываются доходы, полученные участником общества при выходе из общества, т. е. доходы, полученные сверх суммы вклада, в целях налогообложения прибыли считаются безвозмездно полученными и учитываются при определении налоговой базы в составе внереализационных доходов.

Исходя из положений вышеизложенных норм при получении учредителем ликвидируемой организации имущества у получающей стороны доход, указанный в подп. 4 п. 1 ст. 251 НК РФ, не признается доходом от реализации. Доходы в виде имущества, полученного при распределении между учредителями ликвидируемой организации или же полученные участником при выходе из общества, превышающие первоначальный взнос учредителя, учитываются в составе внереализационных доходов.

Таким образом, при выходе участника из общества, а также в случае распределения между учредителями имущества при ликвидации организации в составе внереализационных доходов учитываются только превышающие первоначальный взнос учредителя доходы.