Возродить российское гражданское судостроение, вернуть отечественные суда под родной флаг и навести порядок в портах — три стратегические задачи, которые предстоит решить Правительству России в ближайшие годы.
Средний возраст российских судов составляет 18—30 лет, при этом доля российских судостроителей в объеме заказов всего 5%. Недавно созданная Объединенная судостроительная корпорация призвана аккумулировать научно-технический потенциал и финансовые возможности для создания в России современной судостроительной отрасли.
И если Стратегия развития судостроительной промышленности до
Россия контролирует более 1,5 тыс. судов общим дедвейтом 15 млн т. «Однако 60,3% этого тоннажа перевозится под «удобными» для российских судовладельцев иностранными флагами, и количество таких судов постоянно растет», — констатировал Президент России на заседании Госсовета, проходившем на атомном ледоколе «50-летие Победы».
Налоговый и таможенный гнет заставляет отечественный флот ходить под чужими флагами. Для решения проблемы Госдума приняла в первом чтении закон о международном реестре судов, который в определенной мере должен создать благоприятные условия для российских судовладельцев.
Но эксперты утверждают, что одного закона недостаточно для того, чтобы моряки без опаски заходили в российские территориальные воды. Так, ст. 276 («Обратный ввоз временно вывезенных транспортных средств») нового Таможенного кодекса дает возможность судам беспрепятственно заходить в российские порты после заграничного ремонта. Однако российские таможенники до сих пор собирают пошлину в размере 5% и 18% НДС с отремонтированных за границей отечественных судов (от 50 до 300 тыс. долл.).
Объемы переработки грузов морскими портами России в
2010 г. по ФЦП «Модернизация транспортной системы России до
Эксперты полагают, что все порты России должны иметь статус порто-франко, свободного порта. А Президент на Госсовете выступил за создание в крупных морских портах свободных экономических зон с льготным режимом налогообложения и потребовал «без отлагательств» принять соответствующий закон.