Государственная Дума рассматривает законопроект изменений в Таможенный кодекс, вводящий солидарную ответственность брокеров и импортеров, — причем не только за правильное оформление документов, но и за уплату таможенных платежей. Проблема обсуждалась в Торгово-промышленной палате РФ.
Мнение законодателя, руководителя Таможенного подкомитета Комитета по бюджету и налогам Государственной Думы Надежды Азаровой: «Солидарная ответственность вводится для того, чтобы при возникновении спорной ситуации брокеры не перекладывали всю ответственность на импортеров».
Мнение представителя Региональной ассоциации таможенных брокеров «Северо-Запад»: «Гражданско-правовой договор, который клиент заключает с декларантом, не создает для брокера обязательств по уплате таможенных платежей государству. Между тем понятие солидарной ответственности предполагает, что кредитор имеет право требовать выплаты от любого из содолжников в полном объеме либо же от всех совместно. То есть, если импортер выплатит не всю сумму, остаток должен будет внести таможенный брокер. Если закон вступит в силу, таможенные брокеры будут вынуждены более тщательно подходить к отбору клиентов. Кроме того, цены на оформление повысятся с поправкой на возможные риски солидарной ответственности».
Представитель импортеров — исполнительный директор ООО «Фирма «ТАСК» Станислав Гизатуллин: «Если в грузе будут найдены вложения, не проходящие по декларациям, не вполне понятно, как брокер может нести за это ответственность, ведь он не видит сам груз. Разделение ответственности между брокером и импортером можно обозначить в контракте. Для проверенных клиентов договор может быть один, для новых — другой».
Вице-президент ЗАО «Симтекс» Евгений Глушанков: «Введение нормы о солидарной ответственности необходимо. Проблемы могут возникнуть не только по нашей вине, но и по вине таможенного брокера. Поэтому то, что расплачиваться приходится только импортеру, неправильно».
Цифры и факты
Экспорт — импорт России в
В общем объеме внешнеторгового оборота на долю стран дальнего зарубежья в