Орган местного самоуправления может противостоять государственной власти только с помощью муниципальной стратегии развития. Она же не позволит шарахаться из стороны в сторону при разных политических веяниях и при непредвиденных экономических изменениях. Выверенная и принятая на несколько лет вперед программа действий для решения вопросов местного значения и исполнения полученных от государства полномочий позволит муниципальной власти твердо отстаивать свою позицию в интересах населения.
Мы обещали рассказать об уже имеющемся опыте составления и реализации муниципальных программ социально-экономического развития российских территорий. Сегодня выполняем свое обещание.
Органы местного самоуправления (ОМСУ) муниципальных образований (МО) — поселений, муниципальных районов, городских округов — вправе решать вопросы, не отнесенные к компетенции ОМСУ других МО, органов государственной власти и не исключенные из их компетенции федеральными законами и законами субъектов РФ, только при наличии собственных материальных ресурсов и финансовых средств (за исключением субвенций и дотаций, предоставляемых из федерального бюджета и бюджета субъекта РФ).
В действующем законодательстве достаточно детально расписан механизм бюджетных обязательств МО и межбюджетных отношений вплоть до исполнения бюджета. Также прописаны вопросы местного значения муниципальных образований. К примеру, у поселений таких вопросов 39, муниципального района — 33 и городского округа — 43.
Но нет в Законе от 06.10.2003 № 131-ФЗ механизма реализации полномочий, как нет ориентиров наполнения местных бюджетов внебюджетными средствами. Например, привлечение частных инвестиций — внутренних и зарубежных. Отсутствует, таким образом, созидательная составляющая экономической основы МСУ.
Начало муниципальной реформы подсказало пути преодоления пробела в законодательстве. Один из них — разработка муниципальными образованиями и реализация собственными силами своих программ развития.
Первыми в Самарской области приступили к реализации собственных стратегий развития Нефтегорский район и город Жигулевск.
Муниципальный район
На представленной здесь схеме — программная развертка муниципальнго района. На ней видно, что разработчики исходили из того, что муниципальное образование — это:
1. Район как таковой.
2. Среда жизни людей.
3. Местное сообщество.
Эти три пункта и стали взаимосвязанными целями преобразований. И по каждой из них сформулированы задачи. А по каждой задаче-программе намечены первоочередные проекты.
Например, партнерский социальный проект «АКВИТА» в степном Заволжье с участием профессионального училища № 19 и государственного учреждения «Нефтегорский районный центр занятости населения». Он предусматривает воссоздание зоны отдыха у городского водоема около районного центра и мелководных озер возле села Утевка. К его реализации привлекается не менее 200 местных жителей, создаются 5 молодежных отрядов школьников и учащихся профучилища общим числом 75 человек.
Среди них проводится конкурс за звания «Лучший доброволец», «Лучший по профессии» и т.д. Организован также конкурс на лучший проект благоустройства водоемов. Намечается высадить 50 деревьев, соорудить 30 скамеек для отдыха и установить 20 урн для мусора. Проводится пиар-акция «Я+ТЫ=МЫ».
Это пример программы из второй цели «Развитие среды жизни населения».
В целом этот раздел призван усовершенствовать территориальную организацию района (эффективность организации территории в целом и для основных видов деятельности, их отдельных инфраструктурных элементов и коммуникаций, в том числе в сфере жилищно-коммунального хозяйства).
А главная цель стратегии сельского района, снова переживающего не лучшие времена из-за резкого спада объемов нефтедобычи и непростой экологической ситуации, сформулирована в первом ее разделе: «Создать в районе хорошо сбалансированный промышленный комплекс разнопрофильных (не менее 5 отраслей) и высокорентабельных предприятий, в том числе по переработке сельскохозяйственной продукции.
Наряду с использованием минерально-сырьевых ресурсов для промышленного производства предусматривается всемерное развитие агропромышленного комплекса. В частности, внедрение новых технологий в растениеводстве в условиях рискованного земледелия Сыртовой степи, открытие современного откормочного и молочного животноводческого комплекса, создание сервисного комплекса по обслуживанию сельскохозяйственной техники.
Таким образом, намечается:
· преодолеть деградацию сельского хозяйства посредством внедрения ресурсосберегающих технологий;
· снизить уровень безработицы путем всемерного развития малых предприятий;
· стабилизировать промышленное и аграрное производство;
· возродить культурно-религиозные традиции.
Городской округ
В непростой ситуации оказался и Жигулевск. Череда смен градообразующей базы — изменение мест добычи и видов сырья, уход нефтедобычи, рекультивация горы Могутовой из-за прекращения здесь добычи — привела к скачку безработицы. Вынужденно принятый в муниципальную собственность ведомственный жилой фонд с ветшающей инфраструктурой прошлых десятилетий и необходимость содержания учреждений социальной сферы только усугубили социально-экономическое состояние муниципального образования, ранее пережившего многоразовый переход из одного района в другой, из одной области в другую.
Сейчас МО Жигулевск состоит из собственно города, поселков городского типа Богатырь, Зольное, Солнечная Поляна, Яблоневый Овраг и сельских поселений Бахилова Поляна и Ширяево.
Чтобы ответить на извечный русский вопрос «Что делать?», здесь решили максимально использовать два благоприятных обстоятельства — в городе размещается управление национального парка «Самарская Лука» и Жигулевского заповедника, а через Волгу раскинулась Самарско-Тольяттинская индустриальная агломерация.
Первый фактор привел к разработке схемы создания комплекса высококлассных туристических услуг самого широкого профиля с полным набором современной гостиничной, сервисной, инженерной и деловой инфраструктуры.
Второе обстоятельство побуждает создать здесь комплекс высокотехнологичных предприятий различной специализации (приборостроения, комплектующих) для Волжского автогиганта.
Стратегия развития Жигулевска имеет примечательную и существенную особенность — программу кадрового обеспечения намеченных мероприятий и программу обеспечения всесторонней безопасности жизнедеятельности здесь.
Резюме
Разработчики обоих проектов — областное министерство экономического развития, инвестиций и торговли, мэрия города Жигулевска, администрация Нефтегорского района, АНО «УРБЭКС-развитие» — считают, что собственная программа действий позволяет избегать хаотичного реагирования на непрерывно меняющиеся обстоятельства. Кроме того, наличие ориентиров дает возможность органу местного самоуправления не принимать навязываемые правила чужой игры и открыто реагировать на внешние вызовы — твердо отстаивать свою сформированную и сформулированную позицию по вопросам настоящего и будущего поселения, муниципального района, городского округа.