Россия сейчас держит первенство среди стран, где особенно развито пиратство. Это весьма печальное обстоятельство и для производителей, теряющих прибыль из-за обращения на рынке фальсифицированной продукции, и для властей, которые стремятся ввести нашу страну в ВТО, предъявляющую высокие требования к защите интеллектуальной собственности.
Если в мировой торговле доля контрафактной продукции составляет в среднем 8%, то в нашей стране, по данным координатора Комитета по интеллектуальной собственности содружества производителей фирменных торговых марок «РусБренд» Алексея Поповичева, этот показатель сейчас держится на уровне 15—17%.
Поэтому государство предпринимает самые активные правовые и пропагандистские меры для того, чтобы переломить ситуацию. Репортажи о контрольных мероприятиях, в ходе которых правоохранительные органы выявляют торговцев и производителей фальсификата, и кадры, на которых запечатлено уничтожение конфискованного товара, мы видим регулярно.
И на этом фоне как-то забывается, что пираты нарушают исключительные права товаропроизводителей не только изготовлением контрафактной продукции. Одно из распространенных нарушений в сфере интеллектуальной собственности — это ввоз на таможенную территорию РФ контрафакта из-за границы.
Реестр — оружие против пиратов
Классический пример нарушения прав товаропроизводителя — ввоз в Россию поддельных товаров, на которых незаконно размещен товарный знак известной фирмы или сходное с ним до степени смешения обозначение.
Причем страдают от ввоза фальсификата в Россию как зарубежные производители, так и российские компании. Во-первых, их продукция также иногда подделывается за границей. А во-вторых, после распада Советского Союза сохранились некоторые бренды, статус которых до сих пор не урегулирован. К примеру, некоторые кондитерские изделия и в России, и в других странах СНГ изготавливаются по одинаковой рецептуре и продаются под одним и тем же наименованием и в сходной упаковке. Разумеется, российские компании не заинтересованы в том, чтобы в нашу страну такую продукцию ввозили иностранцы.
Между тем российское законодательство закрепляет отработанный на практике способ борьбы с зарубежными фальсификаторами — внесение информации о производимой продукции и товарных знаках в Таможенный реестр объектов интеллектуальной собственности, который ведет Федеральная таможенная служба.
Каждый товаропроизводитель, будь то иностранная или российская компания, может внести в данный Реестр сведения о своем зарегистрированном товарном знаке, уполномоченных импортерах, имеющих согласие правообладателя на введение товаров в гражданский оборот, признаках, позволяющих определить качество товара. Это дает работникам ФТС возможность оперативно выявлять партии поддельной продукции.
В принципе, даже если ввозимый в РФ товар и не занесен в Реестр, таможенники, установив, что он обладает признаками контрафакта, должны приостановить его выпуск на 10 рабочих дней и сообщить о данном факте правообладателю. А тот, в свою очередь, может обратиться в суд с гражданским иском или потребовать привлечения виновных к уголовной ответственности (ст. IV Положения о защите прав интеллектуальной собственности таможенными органами, утв. Приказом ГТК России от 27.10.2003 № 1199).
Но проблема в том, что далеко не каждый контрафактный товар можно выявить на глазок. Так что сейчас таможенники, даже обнаружив подозрительный груз, не всегда приостанавливают его выпуск, поскольку не уверенны в том, что они имеют дело именно с контрафактом.
Если же товарный знак российского или иностранного производителя зарегистрирован, складывается совершенно иная ситуация. Допустим, таможенную границу РФ пересекает товар, на котором стоит товарный знак фирмы «А», зарегистрированный в Реестре. «Пробив» его по своей базе данных, сотрудники таможенных органов смогут точно установить, какими признаками должны обладать подлинные образцы товара этого производителя. Кроме того, сразу становится ясно, кто ввозит этот товар в Россию — уполномоченный импортер или какая-то посторонняя компания, о которой фирме «А» вообще ничего не известно.
Правообладатели не спешат защищаться
Однако, как отмечают таможенники, российские бизнесмены пока что не слишком активно стремятся защитить свои права. И это несмотря на то, что отечественные пираты, которые раньше занимались по большей части подделкой импорта, постепенно переключаются на российские товары.
На данный момент в Таможенный реестр занесено только 864 товарных знака. Да и те относятся главным образом к алкогольной продукции, так как импортерам горячительных напитков это необходимо для того, чтобы получить акцизные марки.
В то же время парфюмерные компании, которые, по данным ФТС России, особенно сильно страдают от пиратов, зарегистрировали только 3 товарных знака, от производителей бытовой техники поступило всего 5 заявлений о включении в Реестр их товарных знаков, а производители одежды и оргтехники вообще не подали ни одной заявки. И это с учетом того, что товары включаются в Реестр на бесплатной основе!
Сами работники таможни затрудняются объяснить такое безразличие российских товаропроизводителей к возможности защитить свои исключительные права. Можно лишь предположить, что препятствием является сумма 500 тыс. руб., которую при внесении товарного знака в Реестр нужно депонировать в качестве обеспечения обязательства возмещения вреда. Необходимость депонирования вызвана тем, что иногда от приостановления выпуска товара может пострадать добросовестный импортер (к примеру, если право на тот или иной товарный знак является предметом спора между хозяйствующими субъектами).
Впрочем, вряд ли указанная сумма является для крупных правообладателей такой уж существенной по сравнению с убытками от контрафактной продукции.
Нерешенные проблемы остаются
Справедливости ради отметим, что занесение товарного знака в Таможенный реестр — это не панацея. Существуют некоторые законодательные лазейки, позволяющие пиратам ввозить фальсификат.
Например, контрафактные товары могут ввозиться не юридическими лицами, а обычными гражданами — челноками. При этом партию контрафакта за рубежом разбивают на несколько небольших партий, которые челноки перевозят через границу. Затем на территорию России ввезенные товары аккумулируют на складах и распределяют по торговым точкам.
Поэтому сейчас все более актуальными становятся вопросы контроля над перемещением товаров физическими лицами. Определенные шаги в этом направлении уже сделаны. Так, Правительство РФ в интересах российских производителей Постановлением от 23.01.2006 № 29 ограничило вес ввозимых гражданами товаров на уровне
Стоит отметить и неурегулированность статуса товаров, признанных судом контрафактными. Сейчас в судебной практике на этот счет царит разнобой. Одни суды при вынесении решения прямо указывают, что фальсифицированная импортная продукция подлежит уничтожению. Другие никак не оговаривают ее дальнейшую судьбу. В последнем случае нельзя не исключать, что товары, конфискованные у пиратов, вновь не попадут на рынок.
Как видно, законодателям еще есть над чем работать в плане защиты интересов правообладателей. Кстати, в Госдуму уже внесен проект поправок в Таможенный кодекс РФ, направленный на борьбу с ввозом фальсифицированной продукции. Поправки, в частности, расширяют права органов ФТС России по приостановлению выпуска контрафактных товаров. Соответствующий законопроект депутаты планируют рассмотреть до конца этого года.