Цена «для своих» казне не угрожает

Трансфертное ценообразование далеко не всегда необходимо контролировать
| статьи | печать

Минфин разработал проект новой главы Налогового кодекса РФ, содержащей более 20 статей, ужесточающий контроль налоговых органов за ценами при сделках между взаимозависимыми лицами. Этот законопроект разослан для согласования в другие ведомства.

 

Cогласно ныне действующей редакции НК РФ контроль за соответствием цен рыночным осуществляется на основе двух статей НК РФ. В ст. 20 дается определение, какие физические или юридические лица считаются взаимозависимыми. Статья 40 устанавливает понятие рыночной цены и методы ее определения.

В новой главе значительно расширена категория лиц (как физических, так и юридических), которые будут признаваться взаимозависимыми.

При нынешней редакции НК РФ налоговики вправе признать цену нерыночной и доначислить налог при отклонении цены конкретной сделки более чем на 20% от цены, которую налоговый орган сочтет «среднерыночной». В новой редакции диапазон цен, при выходе за пределы которого цена может быть признана нерыночной, может быть сколь угодно узким.

Среди цен, признаваемых рыночными на идентичные или однородные товары, будут выбираться максимальная и минимальная цены. Диапазон между максимальной и минимальной ценами будет делиться на 4 равных поддиапазона, и крайние значения цен двух средних поддиапазонов образуют тот допустимый интервал, при выходе за пределы которого цена конкретной сделки будет признаваться нерыночной со всеми вытекающими отсюда последствиями.

Так, например, если минимальная и максимальная рыночные цены за единицу какого-либо товара равны соответственно 1400 и 1600 руб., то допустимым диапазоном цен будут суммы от 1450 до 1550 руб. за единицу. Если цена конкретной сделки между взаимозависимыми организациями составит 1445 руб. за единицу, то эта цена будет признана нерыночной, так как она выходит за пределы диапазона от 1450 до 1550 руб., хотя эта цена отличается от средней рыночной цены только на 8%, а не на 20%.

Отдельную проблему представляет установление величин рыночных цен. Эта проблема может решаться методом сопоставимых рыночных цен, когда на данном товарном рынке имеется достаточно много и продавцов, и покупателей, а цены, по которым продаются товары, фиксируются в официальных источниках информации. В случае же когда на рынке находится совсем небольшое количество участников, определение рыночной цены превращается в достаточно сложную задачу экономического анализа.

Минфин в проекте предлагает решать эту проблему следующими косвенными методами:

·        методом цены последующей реализации товара;

·        методом цены реализации продукта переработки (вторичного продукта);

·        затратным методом;

·        методом сопоставимой рентабельности;

·        методом распределения прибыли.

Заметим, что решение задачи нахождения цены исходных материалов перечисленными методами еще сравнительно недавно являлось предметом диссертации на соискание ученой степени кандидата экономических наук. Эти задачи и ныне под силу не каждому выпускнику экономических факультетов вузов. Поэтому регламентировать в НК РФ такие методы исчисления налога, которые под силу только высококвалифицированным экономистам определенных специальностей, представляется не совсем правильным. Ведь Налоговый кодекс — это такой документ, руководствуясь которым любой налогоплательщик, имеющий общее среднее образование, должен суметь правильно исчислить налог.

Напомним, из-за чего, собственно, возникла эта проблема с трансфертным ценообразованием. Между подразделениями одного и того же предприятия отсутствуют рыночные отношения. Передача добытого сырья, полуфабрикатов собственного производства, деталей или узлов из одного цеха в другой для дальнейшей обработки или сборки не является актом купли-продажи. С увеличением объемов производства, с ростом предприятия управление ими становится все менее и менее эффективным. С целью повышения качества управления, для уменьшения непроизводительных затрат на содержание разросшегося административно-управленческого аппарата из предприятия выделяются дочерние фирмы, которые далее функционируют как самостоятельные юридические лица. Передачу сырья, полуфабрикатов, деталей или узлов изготавливающегося изделия от головного предприятия к дочерней фирме или наоборот руководство этих взаимосвязанных фирм вынуждено оформлять в виде актов купли-продажи. Для избежания излишних расходов все это оформляют по самым низким ценам. Эти цены сделок между взаимозависимыми лицами и называются трансфертными.

Особо подчеркнем, что выделение из материнской компании дочерней производится именно для того, чтобы суммарная прибыль обоих этих предприятий возросла. Соответственно станет больше и суммарный налог на прибыль от обеих этих организаций. Поэтому с точки зрения увеличения поступлений в бюджет в качестве налога на прибыль эти действия по разделению компаний, в результате которых суммарные поступления в бюджет увеличиваются, Минфин должен только приветствовать.

Что же касается налога на добавленную стоимость, то каждый акт реализации товаров (работ, услуг) между организациями, каждая сделка купли-продажи являются продажей для одной организации и покупкой для другой. Поэтому по каждому счету-фактуре организация-продавец перечисляет в бюджет сумму НДС, указанную в счете-фактуре, а организация-покупатель возмещает из бюджета такую же сумму НДС, указанную в этом же счете-фактуре. Таким образом, в связи со сделками по реализации товаров (работ, услуг) между юридическими лицами суммарные поступления в бюджет в качестве НДС теоретически должны быть тождественно равны нулю. И это обстоятельство не зависит от того, реализация товаров производственного назначения осуществляется между взаимозависимыми организациями или нет. Поэтому налоговым органам не должно быть никакого дела до того, по каким ценам одна российская организация реализует товары производственного назначения другой российской организации.

Контроль за трансфертным ценообразованием осуществляется во многих странах. Но во всех этих странах речь идет только о сделках, при которых продавец и покупатель находятся в разных государствах.

В современном мире, когда, с одной стороны, в некоторых странах, в так называемых офшорных зонах, существуют весьма облегченные налоговые режимы; а с другой стороны, компании и корпорации становятся транснациональными, т. е. имеют филиалы или дочерние фирмы в различных странах, можно так организовать производство, чтобы максимальная прибыль приходилась на компании, находящиеся в странах с максимально облегченным налоговым режимом. Поэтому остальным странам, чтобы не уменьшались поступления в их бюджеты, приходится осуществлять контроль за трансфертными ценами при внешнеэкономических сделках. Полагаем, что и в России налоговый контроль за соответствием цен рыночным должен осуществляться только при внешнеторговых операциях.