Правительство РФ Постановлением от 28.04.2007 № 255 утвердило документ, охватывающий меры по борьбе буквально с любыми опасностями, которые только могут угрожать посетителям и работникам рынков, — Требования к оформлению паспорта безопасности розничного рынка и перечню содержащихся в нем сведений.
Для администраций рынков (сейчас они называются «управляющие рынками компании») этот документ важен не только потому, что по Закону без паспорта безопасности розничный рынок не должен функционировать. В нем перечислены некоторые критерии, не указанные в Федеральном законе от 30.12.2006
№ 271-ФЗ «О розничных рынках и о внесении изменений в Трудовой кодекс РФ» (далее — Закон о розничных рынках), которым должен соответствовать рынок.
Итак, управляющая компания обязана разработать проект паспорта безопасности для принадлежащего ей рынка и представить его для согласования в органы власти. Паспорт оформляется в 4 экземплярах. Компания представляет по экземпляру в органы внутренних дел и государственного пожарного надзора по месту расположения рынка, а также в орган местного самоуправления, выдавший разрешение на право организации рынка. Один экземпляр паспорта подлежит хранению в компании. Кроме этого, копия паспорта направляется в территориальное управление ФСБ России.
Обязанности, не предусмотренные Законом
Паспорт безопасности состоит из 6 разделов, но мы перечислим только те из них, которые, по нашему мнению, создают ситуацию правовой неопределенности.
Так, в разделе «Сведения о работниках компании, арендаторах торговых мест и продавцах» указывается численность:
· работников компании по штатному расписанию;
· арендаторов торговых мест в соответствии с реестром заключенных с ними договоров;
· продавцов в соответствии с реестром, который компания должна вести согласно ст. 18 Закона о розничных рынках.
При этом остается неясным, к примеру, придется ли компании вносить изменения в паспорт, если она расторгнет договор о предоставлении торгового места с одним из арендаторов, ведь фактическая численность арендаторов в таком случае не будет соответствовать цифрам, указанным в паспорте.
Из раздела «Мероприятия по обеспечению безопасности деятельности рынка» руководители управляющих компаний могут узнать о некоторых требованиях, которым, как выясняется, должен соответствовать розничный рынок (хотя в Законе о розничных рынках они не перечислены).
При заполнении паспорта придется указать, в частности, следующее:
· какими автоматизированными системами контроля и обеспечения безопасности (сигнализации, аварийного освещения и так далее) оборудован рынок;
· где находится медпункт, какими средствами связи и оборудованием для оказания экстренной помощи он оснащен;
· какие помещения компания готова предоставить на постоянной или временной основе по требованию органов внутренних дел, контрольных и надзорных органов их сотрудникам для исполнения служебных обязанностей и имеющийся там перечень средств связи и оборудования.
Сравнив содержание этого раздела паспорта со ст. 12 Закона о розничных рынках, где перечислены требования к оборудованию рынков, можно убедиться, что никаких указаний относительно того, что на рынке обязательно должен быть медпункт и автоматизированные системы контроля, в этой статье нет.
Поэтому у некоторых компаний наверняка возникнет вопрос: можно ли, например, в графе «Медпункт» просто написать «отсутствует»? Пройдет ли такой паспорт согласование в государственных ведомствах — покажет только практика применения Постановления Правительства РФ от 28.04.2007 № 255.
Из данного раздела также следует, что, прежде чем обращаться в государственные органы за согласованием паспорта безопасности, управляющая компания должна разработать инструкции для службы охраны и работников рынка по предупреждению и ликвидации последствий аварийных и чрезвычайных ситуаций.
О чем забыли разработчики Постановления
Согласно Постановлению управляющая компания совместно с согласующими органами обязана составить и приложить к паспорту следующие планы и схемы:
· ситуационный план, на котором указываются линии застройки, границы участка и санитарно-защитной зоны рынка, расположенные на его территории здания;
· поэтажные планы зданий и сооружений, на которых указаны посты охраны, места расположения входов и выходов, технических средств контроля;
· схемы инженерных коммуникаций рынка с планом расположения сетей энерго-, водо-, газо- и теплоснабжения зданий и сооружений.
К сожалению, в Постановлении от 28.04.2007 № 255 ничего не сказано о том, каким образом компания совместно с органами МВД и пожарной охраной должна вести работу над этими документами. Очевидно, порядок действий будут устанавливать чиновники на местах.
Наконец, отметим, что в Постановлении от 28.04.2007 № 255 явно не проработан порядок внесения изменений в паспорт. Там сказано лишь, что они должны быть сделаны в случаях, если компания была реорганизована, изменилось наименование и тип рынка, организация его деятельности, организация охраны, а также если изменилось его оснащение средствами обеспечения безопасности.
Как ни странно, авторы Постановления упустили из виду, например, то, что и сама управляющая компания может изменить наименование. Если исходить из буквального текста Постановления от 28.04.2007 № 255, вносить поправки в паспорт безопасности компания в таком случае не обязана. Но согласятся ли государственные органы с тем, что эту норму нужно понимать буквально, — это еще вопрос.
Одним словом, утвержденные Правительством РФ Требования к оформлению паспорта безопасности поставили перед управляющими компаниями немало вопросов.
К сведению
Паспорт безопасности — документ, определяющий соответствие рынка требованиям безопасности, в том числе антитеррористической. Перечень содержащихся в этом документе сведений и требования к его оформлению устанавливаются Правительством РФ (п. 12 ст. 3 Закона о розничных рынках).