К информационной экономике

| статьи | печать

С ростом и развитием предприятий увеличиваются объемы обрабатываемой информации, происходит диверсификация бизнеса, появляются сетевые компании на основе интернет-технологий, формируется интеллектуальный капитал, то есть создается новая информационная экономика, основанная на знаниях.

Информационно-коммуникационные технологии, развитие электронного бизнеса предоставляют предприятиям возможность во все большей степени использовать сетевой эффект, который заключается в существенном расширении числа поставщиков, заказчиков, партнеров. Возникают виртуальные предприятия, главную роль в которых играют процессы сотрудничества и совместного выполнения работ (проектов) разнородными партнерами, удаленными друг от друга.

Затраты на преодоление географического расстояния заменяются на затраты для организации эффективного сетевого доступа. Судьба любой организации в условиях сетевой экономики непосредственно зависит от поставщиков, клиентов, партнеров, конкурентов, то есть ближнего окружения. При этом темпы роста производства продукции постоянно ускоряются, а стоимость информации существенно снижается при повышении качества коммуникаций.

Согласно американскому экономисту Т. Стюарту, начало информационной экономики датируется 1991 годом, так как именно в том году расходы американских компаний на приобретение информационных технологий (112 млрд долл.) впервые превысили расходы на приобретение промышленного оборудования (107 млрд долл.).

Новая сетевая экономика основана на знаниях. По мнению Владимира Тарасова, к.т.н., доцента МГТУ им. Н. Э. Баумана, она характеризуется тем, что возникает единое пространство знаний и формируются их рынки, зарождаются сетевые общества. Широкое распространение получают интернет-технологии, используются распределенные информационные системы, средства управления знаниями и технологии программных агентов. Конкуренция приобретает глобальный характер. Появляются новые стратегии конкурентной борьбы. Создается и накапливается интеллектуальный капитал, формируются общие (совместные) ресурсы и риски, происходит децентрализация управления (преобладание управления на коллективной основе). Все это говорит о синтезе виртуальных организационных сетей как сетей знаний в электронном бизнесе.

Менеджмент

Развитие коммуникационных и информационных технологий стирает традиционные границы между предпринимательством и менеджментом.

Согласно классическим представлениям поле деятельности менеджмента — это внутренняя среда организации (управление внутренними процессами и отношениями). В то же время предпринимательская деятельность инициируется внешней средой и направлена во внешнюю среду (управление внешними процессами и отношениями).

Проводя аналогии с поколениями компьютерной техники, определяют и поколения менеджмента. Ключевым направлением XXI века считается менеджмент 5-го поколения. Он означает организацию и децентрализованное управление предприятиями через сети человеческих отношений, управление процессами и знаниями, создание и функционирование динамических рабочих групп и виртуальных организаций. Возникает необходимость формирования новых стратегий, в том числе и электронного бизнеса, реструктуризации и применения новых технологий управления с использованием корпоративных информационных систем.

Управление знаниями

С развитием организаций нового типа — сетевых и интеллектуальных — на первый план выдвигаются задачи управления знаниями. Главное место занимают знания о путях изменения организации в условиях динамической внешней среды, знания о клиентах и партнерах.

При этом управление знаниями можно и нужно рассматривать как междисциплинарный инструмент. В экономике это новая конкурентная стратегия, связанная с формированием и освоением новых рынков (рынки знаний), накоплением интеллектуального капитала и созданием интеллектуальных активов.

В теории организаций знания — главный ресурс создания, функционирования и развития предприятий и организаций, это необходимое условие производства. Управление знаниями — основа эффективности интеллектуальных производств в сетевых организациях.

Социология и социальная психология опираются на знания как на основу формирования человеческих (социальных) отношений и как их продукт.

В теории управления знания выступают объектом управления и создаются системы управления знаниями (СУЗ).

Информатика и искусственный интеллект объединяют корпоративные информационные системы, инженерию знаний, инструментальные средства и технологии разработки СУЗ (распределенные и объектно-ориентированные базы данных, хранилища данных, информационные порталы, мобильные офисы).

Управление знаниями — основа управления интеллектуальной организацией, то есть реализация стратегии превращения знаний в стоимость, накопление и интенсивное использование интеллектуального капитала.

Интеллектуальные организации активно используют информационные системы, системы интеллектуального анализа данных и обнаружения знаний, которые выступают как главный ресурс.

Наличие систем управления корпоративными знаниями, которые выступают в интеллектуальных организациях как главный ресурс, постоянные инновации продуктов, услуг, процессов, открытая, гибкая, адаптивная организационная структура позволяют в условиях информационной экономики таким компаниям отслеживать рынки продукции, труда и капитала с возрастающей эффективностью.

Взаимная адаптация и совместная эволюция партнеров в организации, сочетание централизованного и децентрализованного управления, преобладание горизонтальных связей над вертикальными — все это признаки новой информационной экономики, основанной на знаниях.

Интеллектуальный капитал

Любая компания рассматривается как совокупность материальных и нематериальных ресурсов, распределенных между ее структурами. Именно неравномерное распределение ресурсов между предприятиями является причиной либо конкурентного преимущества, либо уязвимости компании.

В условиях сетевой экономики, отмечает В. Тарасов, на первый план выходит стратегия объединения ресурсов в целях осуществления инноваций. При этом центральное место занимают информационные ресурсы предприятия, возрастает роль внешних ресурсов. Основной ресурс предприятий в экономике XXI века — знания.

Они не рождаются сами по себе, а появляются в результате трансформации одних элементов информационного пространства в другие. Знания должны работать и приносить прибыль компании. Такие знания становятся ее интеллектуальным капиталом.

Американский экономист Дж. Гэлбрэйт первым определил понятие «интеллектуальный капитал» как сумму всего того, что знают работники компании и что дает конкурентное преимущество компании на рынке. Позже его дополняли и уточняли другие авторы. Интеллектуальный капитал рассматривают как стратегический актив организации, опирающийся на ее нематериальные ресурсы и ключевые компетенции. Интеллектуальный капитал — это знания, которыми располагает организация, выраженные в ясной и недвусмысленной и легко передаваемой форме, например в форме программного продукта.

Структуру интеллектуального капитала в современном понимании, по мнению профессора, д.т.н. Н. Абдикеева и Т. Брежневой (РЭА им. Г. В. Плеханова), можно представить в виде таблицы (см. табл.).

Для извлечения стоимости интеллектуального капитала организациям необходимо управлять информационными потоками между капиталами различного вида. То есть управление взаимосвязями, знаниями и другими информационными потоками и есть управление интеллектуальным капиталом компании.

Таким образом, на основе информационно-коммуникационных технологий формируется новая информационная сетевая экономика, в которой уже явно обозначился переход от управления материальными ресурсами к управлению знаниями, компетенциями и интеллектуальным капиталом.