Согласно древней мудрости, сколько ни говори «халва», а во рту слаще не станет. Вот и сейчас, сколько ни твердят во всех коридорах власти: «Доступное и комфортное жилье», а заметного улучшения жилищных условий у большинства россиян не наблюдается. Более того, несмотря на все заклинания о национальных приоритетах, ввод жилья в целом по стране все еще далек от последнего статистического советского года — 1990-го.
Слово, дело и «долги»
В целом по России в
По этому показателю впереди России всей Московская область —
Свыше 1 млн кв. м жилья введено в 10 субъектах РФ. Это (по мере уменьшения объемов ввода): Московская область, Москва, Краснодарский край, Санкт-Петербург, республики Татарстан и Башкортостан, Ростовская, Свердловская, Челябинская и Новосибирская области.
На другом конце списка — теперь уже влившийся в состав Красноярского края Таймырский (Долгано-Ненецкий) автономный округ, где на 39 тыс. населения не введено ни
Однако совсем недопустимо, что в разряд отсталых попали такие регионы, как Самарская и Иркутская области, считает министр регионального развития РФ Владимир Яковлев. Эти субъекты Федерации не выполнили взятые на себя обязательства, записанные в принятых с Министерством регионального развития соглашениях по реализации нацпроекта «Доступное и комфортное жилье — гражданам России». Так, «долг» Самарской области равен почти 400 тыс. кв. м, а Иркутской области — 150 тыс. кв. м.
В прошлом году практически все российские регионы заключили с Минрегионом соглашения о взаимодействии по реализации национального приоритета «доступное жилье». Но не все сдержали слово. Причин тому много. Скажем, в Приморском крае нет еще собственной программы обеспечения жильем молодых семей. В Иркутской области никак не могли решить земельные отношения.
В итоге суммарный «долг» не сдержавших слово российских регионов составил
Все упирается в доступность
Минрегион России провел несколько совещаний по проблемам жилищного строительства и градостроительства. Тем более что с 1 января будущего года не только субъекты РФ, но и муниципальные образования обязаны будут иметь генеральную схему застройки своих территорий. Пока только в Чувашии и Башкортостане завершена работа по территориальной застройке и региональному планированию.
По мнению заместителя Председателя Совета Федерации РФ Светланы Орловой, требуют глубокого анализа и всестороннего обсуждения вопросы, связанные с малоэтажным строительством вкупе с подпрограммами по развитию предприятий стройиндустрии. В июле депутатам предстоит принять, а сенаторам — утвердить федеральный бюджет на 3 года. И в нем решение «проблемы номер один — жилье для россиян» должно занять главенствующее место, считает С. Орлова.
Комиссия по развитию рынка доступного жилья при Совете при Президенте РФ по реализации приоритетных национальных проектов и демографической политике готовит предложения об отборе 16 регионов, в которых затем отработают пилотные проекты жилищного строительства. В частности, на принципах частно-государственного партнерства с такими госмонополиями, как «Газпром» и РАО «ЕЭС России». Одновременно надо выработать набор минимальных стандартов жилья, скажем, экономкласса и элитного, считает председатель этой недавно созданной комиссии Александр Браверман.
Наращивая объемы жилищного строительства, увеличивая производственные мощности предприятий стройиндустрии, оперируя цифрами с нарастающим итогом, следует решать главную проблему — доступность жилья, говорит губернатор Новосибирской области Виктор Толоконский.
По его мнению, и в регионах — лидерах по капитальному строительству, и тем более в субъектах-аутсайдерах — дефицит трудовых ресурсов остается на достаточно высоком уровне. Кроме того, ввод квадратных метров не влияет еще на общее улучшение социальных условий.
Все упирается в доступность жилья, убежден губернатор. В Новосибирской области переломить ситуацию пытаются, в частности, путем предоставления бюджетных преференций. Так, если молодая семья берет ипотечный кредит на 1 млн руб., то региональная власть намерена оплачивать 250 тыс. руб.
По словам губернатора Тамбовской области Олега Бетина, возможно, надо возродить проектное финансирование, чтобы решить хотя бы проблему замены ветхого жилья. Потому что наряду с контрольными цифрами о ликвидации изношенного жилого фонда, Центр должен называть и четкие параметры финансирования этой подпрограммы. Ведь пока эти вопросы решаются, приходят в негодность постройки более поздней поры, и круг замыкается.
А цены растут
В любом случае надо наращивать темпы строительства. Однако цены на жилье быстрее растут там, где больше строят, в Москве и Подмосковье. Значит ли это, что в столичной агломерации больше рабочих мест и выше оплата труда или все дело в отсутствии федеральной схемы рационального распределения производительных сил? И почему в Госдуме пылятся законопроекты о малоэтажном строительстве и о строительных сберегательных кассах?
Буквально на днях в Совете Федерации РФ на заседании Совета по вопросам жилищного строительства при спикере палаты рассмотрены «Актуальные вопросы увеличения предложения доступного жилья». Итог дискуссии: и инновационная политика, и частно-государственное партнерство в отрасли должны решать одну задачу — сделать жилье доступным для всех желающих улучшить свои условия проживания.