Банковский вектор

| статьи | печать

После вступления России в ВТО доля иностранного капитала в банковской системе страны значительно увеличится. Это вряд ли приведет к потере финансовой независимости, так как командные высоты в банковском секторе продолжит контролировать государство. В конце концов в России станут доминировать крупнейшие банки с госучастием и иностранные «дочки».

 

В последнее время все чаще можно слышать доводы различных «специалистов» и «экспертов» о том, что Россия, став членом ВТО, может лишиться своей финансовой независимости. В качестве примеров приводятся восточноевропейские страны, где доля иностранного капитала в совокупном капитале банковской системы очень высока.

Так, по данным агентства Standard & Poor’s (S&P), доля иностранного капитала в банках Польши превышает 60%, в Чехии — 85, а в Венгрии — порядка 90%.

В настоящее время в ряде стран Восточной Европы банки с собственно национальным капиталом либо отсутствуют, либо представлены на рынке достаточно слабо.

Может ли нечто подобное произойти в России? На первый взгляд — да… Более того, процесс проникновения иностранного капитала в российские банки в последнее время только усиливается, и этому всячески способствует российское законодательство в финансовой сфере. Так, в январе 2007 г. вступили в силу поправки к Закону «О банках и банковской деятельности», позволяющие нерезидентам покупать до 20% акций российских банков. Причем для подобной операции иностранцам теперь достаточно простого уведомления Центробанка.

Напомним, что в результате длительных переговоров наша страна сумела «выторговать» для себя «особые условия» допуска иностранных компаний на отечественный рынок в случае вступления страны в ВТО.

Так, открытие филиалов иностранных банков на нашем рынке пока не планируется. Иностранцы могут либо покупать долю в действующих банках, либо открывать дочерние структуры. Кроме того, при вступлении России в ВТО будет введена 50%-ная квота присутствия банков с иностранным капиталом. Однако отсчитываться она будет, что называется, с нуля, не считая той доли, которую уже сейчас занимают международные финансовые группы на нашем рынке.

По разным данным, участие иностранцев в нашей банковской системе составляет сегодня от 16 до 18%. И это без учета предстоящего размещения акций ВТБ, более половины допэмиссии которого предложено выкупить заграничным клиентам. В результате может оказаться, что некоторое время спустя доля иностранного капитала в отечественном банковском секторе увеличится до 65—70%.

Однако вряд ли нечто подобное может произойти на практике. Российская власть крайне заинтересована в привлечении иностранного опыта и капитала, но никогда не откажется от контроля над командными высотами банковского сектора. В первую очередь это относится к крупнейшим банкам страны — Сбербанку и ВТБ, а также к кредитным учреждениям, обслуживающим ВПК.

Кстати, похожая ситуация уже длительное время происходит с другим участником ВТО — Китаем, где средние и даже некоторые крупные банки удачно привлекают зарубежный капитал, но стратегия банковской системы всецело определяется политическим руководством Поднебесной.

Так что скорее всего наша банковская система будет более всего похожа на китайскую, нежели на восточноевропейскую, и конечно же говорить о потере финансовой независимости вряд ли стоит.

Более того, директор по финансовым организациям рейтингового агентства Fitch Александр Данилов считает, что в 2007 г. ведущие банки с государственным участием (Сбербанк, ВТБ и Газпромбанк) в совокупности могут занять доминирующее положение в активах российской банковской системы. В настоящее время на их долю приходится около 40% активов, столько же, сколько приходится на долю 200 ведущих отечественных банков.

В любом случае российский банковский сектор в ближайшее время ожидает гиперконцентрация и править бал на нем будут крупные отечественные банки с участием государства и банки, представленные международными финансовыми группами.