Думаю, самый главный барьер для развития малого бизнеса — это все-таки не отсутствие капитала, а недобросовестная и абсолютно нерыночная конкуренция «гигантов». Именно они не дают развернуться начинающим предпринимателям даже во вспомогательных сферах.
В России еще с советских времен каждое предприятие — завод, фабрика, НИИ, транспортная контора — представляли собой своего рода «многопрофильный концерн»: кроме основного производства есть курьерская и транспортная службы, АХО, свои электрики и слесари, свои уборщицы, как правило, свой пищеблок. По принципу: пусть плохонькое, но свое.
С переходом к рынку кое-где произошли изменения: некоторые вспомогательные подразделения стали частными фирмами. Но…
Как правило, эти фирмы создавал топ-менеджмент в качестве источника своих личных побочных доходов. Работали они по-прежнему плохо, а цены взвинчивали до немыслимого уровня, и все это включалось в себестоимость основного продукта. Но ведь своя рука — владыка! В результате настоящего, конкурентоспособного малого бизнеса в этих сферах не появлялось. В лучшем случае где-то новые владельцы, обнаружив «подмену» и воровство, выгоняли жуликов-менеджеров вместе с «прилипалами», но при этом восстанавливали «многопрофильную систему».
Такая же ситуация и в основном производстве. В автомобилестроении, например, невозможно пробиться в поставщики даже самых простых комплектующих: все уже «схвачено» фирмами, напрямую связанными с крупными руководителями сборочных производств. Я пробовал, обжегся, больше не хочу…
П. Николаев, предприниматель, Тольятти