Минфин России в Письме от 13.04.2007 № 03-02-07/2-69 1 разъяснил положения ст. 88 НК РФ в сочетании с нововведениями, действующими с 1 января 2007 г., а также определил свою позицию относительно момента начала камеральной проверки.
Закон от 27.07.2006 № 137-ФЗ (далее — Закон) внес значительные изменения в ст. 88 НК РФ, устанавливающую порядок проведения камеральных проверок.
Теперь налоговые органы не вправе истребовать у налогоплательщиков дополнительные сведения, объяснения и документы по своему усмотрению, как это предусматривалось прежней редакцией обсуждаемой статьи. В настоящее время должностные лица, проводящие камеральную проверку, в определенных случаях обязаны составить по ее итогам акт, предусмотренный ст. 100 НК РФ. Определены особенности проверки деклараций по НДС и налогам, связанным с использованием природных ресурсов.
В то же время положения ст. 88 НК РФ не позволяют однозначно определить момент начала камеральной проверки, которая согласно п. 2 данной статьи проводится в течение трех месяцев со дня представления налогоплательщиком налоговой декларации (расчета) и документов, которые в соответствии с Налоговым кодексом РФ должны прилагаться к декларации. Дело в том, что в соответствии со ст. 80 НК РФ, действующей с 1 января 2007 г. в редакции Закона, отдельные категории налогоплательщиков теперь обязаны представлять налоговую декларацию (расчет) по установленным формам в электронном виде. При этом возникают следующие вопросы:
· Могут ли такие налогоплательщики представлять документы, прилагаемые в декларации, не в электронном виде?
· Если эти документы будут представлены в налоговый орган на бумажном носителе позже представления электронной декларации, то какой день следует считать началом камеральной проверки?
Вот что, в частности, разъяснил Минфин России.
Налоговым кодексом РФ не установлена обязанность представлять в электронном виде документы, прилагаемые к налоговой декларации (расчету). Такие документы могут быть направлены налогоплательщиком в налоговый орган как по телекоммуникационным каналам связи, так и на бумажном носителе.
С учетом изложенного чиновники полагают, что начало проведения камеральной налоговой проверки связано с наличием одновременно двух условий:
· с представлением налогоплательщиком декларации (расчета);
· с представлением им в случаях, предусмотренных Налоговым кодексом РФ, прилагаемых к декларации необходимых документов.
При этом разъясняется, что исчисление срока проведения камеральной проверки начинается со дня, когда в налоговый орган представлены декларация (расчет) и последний из указанных документов.
С такой позицией, по нашему мнению, следует согласиться. Однако данное Письмо Минфина не устранило все сомнения. А как быть с иными документами, которые согласно ст. 88 НК РФ должен представить налогоплательщик?
Так, в соответствии с п. 6 данной статьи при проведении камеральных проверок налоговые органы вправе также истребовать в установленном порядке у налогоплательщиков, использующих налоговые льготы, документы, подтверждающие их право на такие льготы. А в соответствии с п. 8 ст. 88 НК РФ налоговый орган вправе запросить у налогоплательщика документы, подтверждающие по ст. 172 НК РФ правомерность применения налоговых вычетов.
Кроме того, п. 3 ст. 88 НК РФ предусмотрено, что при выявлении ошибки в налоговой декларации (расчете) и (или) противоречия между сведениями, содержащимися в представленных документах, либо несоответствия сведений, представленных налогоплательщиком, сведениям, содержащимся в документах, имеющихся у налогового органа, и полученным им в ходе налогового контроля, налогоплательщик обязан представить по требованию инспекции в течение пяти дней необходимые пояснения.
По нашему мнению, представление налогоплательщиком дополнительных документов, которые он не был обязан прилагать к декларации (расчету), не должно влиять на исчисление срока проведения камеральной проверки. Иное толкование будет противоречить положениям п. 2 ст. 88 НК РФ.
1 Полный текст документа читайте в текущем номере «ЭЖ Досье».