Можно ли подать в суд документы, подтверждающие право на вычет по НДС, если они не представлялись в налоговую?
Пунктом 1 ст. 171 НК РФ налогоплательщикам предоставлено право уменьшать сумму НДС, исчисленную в соответствии со ст. 166 НК РФ, на сумму налоговых вычетов, установленных
ст. 171 НК РФ.
По общему правилу сумма «входного» НДС по приобретенным товарам (работам, услугам), имущественным правам может быть предъявлена к вычету при выполнении следующих условий:
· приобретенные товары (работы, услуги), имущественные права предназначены для осуществления операций, облагаемых НДС (п. 2 ст. 171 НК РФ);
· товары (работы, услуги), имущественные права приняты к учету (п. 1 ст. 172 НК РФ);
· наличие надлежащим образом оформленного счета-фактуры (п. 1 ст. 172 НК РФ).
При рассмотрении вопроса о праве на налоговый вычет необходимо документальное подтверждение соблюдения налогоплательщиком вышеперечисленных условий. Документы, представляемые налогоплательщиком в обоснование права на применение налоговых вычетов по НДС, должны соответствовать установленным законодательством требованиям и достоверно свидетельствовать об обстоятельствах, с которыми законодательством о налогах и сборах связано право налогоплательщика на применение налоговых вычетов.
Невыполнение налогоплательщиком одного из условий применения права на налоговые вычеты — принятия товаров (работ, услуг) к учету — является основанием для отказа в вычете сумм налога на добавленную стоимость, относящихся к таким товарам (работам, услугам).
Положения ст. 171, 172, а также п. 1—3 ст. 176 НК РФ не предусматривают обязанности налогоплательщика самостоятельно представлять в налоговый орган документы, подтверждающие обоснованность применения налоговых вычетов.
В случае непредставления налогоплательщиком вместе с декларацией документов, предусмотренных ст. 171 и 172 НК РФ, налоговый орган в соответствии с абз. 4 ст. 88 и ст. 93 НК РФ вправе истребовать у налогоплательщика документы, подтверждающие правомерность предъявления к вычету сумм налога на добавленную стоимость, а налогоплательщик обязан представить эти документы.
КС РФ на стороне налогоплательщика
Применение на практике указанных норм приводит к тому, что одним из ключевых моментов при рассмотрении споров о возмещении НДС является следующий вопрос: может ли налогоплательщик представить в арбитражном суде те документы, которые не подавались им в налоговые органы?
Конституционный Суд РФ отвечает на этот вопрос положительно. Согласно Определению КС РФ от 12.07.2006 № 267-О налогоплательщик в рамках судопроизводства в арбитражном суде не может быть лишен права представлять документы, которые являются основанием получения налогового вычета, независимо от того, были ли эти документы истребованы и исследованы налоговым органом.
Конституционный Суд РФ также отметил, что налоговый орган, проводящий камеральную налоговую проверку, обязан требовать от налогоплательщика представления объяснений и документов, подтверждающих правильность исчисления и своевременность уплаты налогов, и уведомлять его о дате и месте рассмотрения материалов проверки руководителем налогового органа.
Кроме того, как указал Конституционный Суд РФ в Постановлении от 14.07.2003 № 12-П, в случаях когда суды при рассмотрении дела не исследуют по существу его фактические обстоятельства, а ограничиваются только установлением формальных условий применения нормы, право на судебную защиту, закрепленное ст. 46 (ч. 1) Конституции РФ, оказывается существенно ущемленным.
Сколько судов, столько и мнений
А вот позиция ВАС РФ по данному вопросу последовательностью не отличается.
Согласно п. 29 Постановления Пленума ВАС РФ от 28.02.2001 № 5 «О некоторых вопросах применения части первой Налогового кодекса РФ» суд обязан принять и оценить документы и иные доказательства, представленные налогоплательщиком в обоснование своих возражений по акту выездной налоговой проверки, независимо от того, представлялись ли эти документы налогоплательщиком налоговому органу.
Но в Постановлении Президиума ВАС РФ от 06.07.2004 № 1200/04 содержится вывод о том, что при рассмотрении заявлений о признании решения налоговой инспекции недействительным оценка законности этого решения должна быть сделана судом исходя из тех обязательных к представлению в силу закона документов, которые на момент его вынесения были представлены в налоговую инспекцию налогоплательщиком в целях подтверждения права на налоговые вычеты.
До настоящего времени в практике федеральных окружных судов отсутствует единый подход к вопросу о том, влечет ли недействительность решения налогового органа представление налогоплательщиком документов, подтверждающих право на применение налоговых вычетов, в судебное заседание, если на момент проведения налоговой проверки и вынесения оспариваемого решения эти документы не были представлены налоговому органу.
Некоторые постановления судов содержат вывод, что представление в таких случаях суду указанных документов не может повлиять на действительность решения налогового органа, которым налогоплательщику отказано в применении налоговых вычетов. Эта позиция обосновывается тем, что при рассмотрении требования о признании недействительным ненормативного акта налогового органа суд должен проверять обоснованность данного решения на момент его принятия. Поэтому суды и не принимают документы в качестве доказательства незаконности оспариваемого решения, если они не были предметом камеральной проверки.
При этом в одних случаях судьи исходят из того, что для подтверждения права на налоговый вычет налогоплательщик обязан был представить документы, поименованные в ст. 172 НК РФ, независимо от того, запрашивались они налоговым органом в ходе проведения налоговой проверки или нет. В других случаях указывают на невыполнение налогоплательщиком полученного им требования налогового органа о представлении соответствующих документов.
Кроме того, арбитражные суды ссылаются на то, что оспариваемое решение не лишает налогоплательщика возможности вновь обратиться в налоговый орган с заявлением о принятии к вычету сумм налога, уплаченных поставщикам, с представлением оформленных в соответствии с законом документов.
Данные выводы содержатся, например, в постановлениях ФАС Восточно-Сибирского округа от 06.04.2006 № А19-24070/05-11-Ф02-1395/06-С1, А19-24070/05-11-Ф02-1677/06-С1 по делу № А19-24070/05-11, Дальневосточного округа от 22.03.2006, 15.03.2006 № Ф03-А51/06-2/301 по делу № А51-4334/05-8-140.
Большинство арбитров согласны с КС РФ
Но в большинстве постановлений арбитражных судов округов содержится вывод о том, что решение налогового органа может быть признано недействительным, несмотря на то что на момент его принятия налоговому органу не были представлены документы, подтверждающие право на налоговый вычет, а документы, подтверждающие указанное право, представлены налогоплательщиком непосредственно в судебное заседание.
Отказ в применении вычета НДС признается неправомерным в тех случаях, когда при проведении налоговой проверки налоговый орган надлежащим образом не истребовал у налогоплательщика дополнительные сведения и документы, подтверждающие правильность исчисления и своевременность уплаты налогов.
Судьи исходят из того, что в НК РФ не содержится нормы, которая предусматривала бы обязанность представлять документы, подтверждающие обоснованность применения налоговых вычетов, одновременно с подачей налоговой декларации, а также указывают на то, что налоговый орган мог дать оценку обоснованности или необоснованности применения данной льготы только после исследования документов, предусмотренных ст. 172 НК РФ.
Признавая недействительным решение налогового органа о доначислении налогоплательщику НДС, обоснованное непредставлением истребованных налоговым органом документов, необходимых для проверки содержащихся в декларации по НДС сведений о заявленных вычетах, судьи также ссылаются на то, что в соответствии с НК РФ данное обстоятельство не является основанием для отказа в применении налоговых вычетов.
Арбитражные суды тоже признают неправомерным привлечение налогоплательщика в таких случаях к ответственности по ст. 122 НК РФ за неуплату НДС, поскольку непредставление в налоговый орган документов, подтверждающих правильность исчисления налога на добавленную стоимость, по их мнению, не свидетельствует о занижении налоговой базы и неуплате налога в бюджет в результате неправомерного применения налогового вычета, а образует иной состав правонарушения, предусмотренный
ст. 126 НК РФ.
Данные выводы изложены в постановлениях ФАС Уральского округа от 25.07.2006 № Ф09-6398/06-С2, Западно-Сибирского округа от 26.07.2006 № Ф04-4736/2006 (24960-А27-15) по делу № А27-44665/05-6, от 17.07.2006 № Ф04-4234/ 2006(24343-А27-31) по делу № А27-27287/2005-6, от 05.06.2006 № Ф041811/2006 (22979-А70-34) по делу № А70-13771/14-05, Московского округа от 07.08.2006 КА-А40/7327-06 по делу № А40-77479/05-14-609, от 10.05.2006 № КА-А40/3679-06 по делу № А40-51849/05-140-298, Северо-Западного округа от 20.06.2006 по делу № А56-3808/2005, от 16.06.2006 по делу № А56-48584/04, от 10.03.2006 по делу № А56-10720/2005, Волго-Вятского округа от 29.06.2006 по делу № А29-8581/2005а, от 04.07.2005 № А43-34759/2004-30-392 и других.
Таким образом, с учетом приведенных правовых позиций КС РФ налогоплательщик вправе представить, а арбитражные суды обязаны исследовать документы, которые являются основанием для получения налогового вычета. Причем независимо от того, были эти документы истребованы и исследованы налоговым органом при решении вопроса о предоставлении налогоплательщику налогового вычета или нет.