Новые горизонты развития

От конкурентов не спасти, но фактор роста обрести помогут лучшие айти
| статьи | печать

Уже мало кто задумывается над тем, насколько проще и комфортнее стала наша жизнь благодаря научно-техническому прогрессу. И уже как-то сложно вообразить себе современный офис без компьютера, а компьютер без программных систем, помогающих решать повседневные бизнес-задачи. Но еще реже в голову приходят мысли о том, каковы масштабы этой помощи.

 

На протяжении всей истории развития экономических взаимоотношений люди, организации, сообщества и государства стремились к увеличению отдачи от своих действий. Никто никогда ничего не хотел делать впустую — бизнес рождается из эффективности процессов.

Сначала была палка-копалка… Сегодня инструментарий предпринимательской деятельности настолько богат, что бери и пользуйся – лишь бы с умом. А это значит, что одним из главных критериев оценки эффективности применения бизнес-инструментов и технологий является величина производительности труда сотрудников компании.

Иными словами, по мере сокращения непроизводительных издержек (не вносящих вклада в стоимость продукции) растет производительность труда каждого отдельно взятого сотрудника и усиливается его роль как специалиста, выполняющего миссию своей компании. Несмотря на то что бизнес-инструментарий в целом и ИТ в частности лишь средства на пути к достижению цели, кадровые ресурсы любого предприятия приобретают ценность только в совокупности с навыками работы с этим средством.

 

Плоды прогресса

Информационно-телекоммуникационные технологии и ИТ-средства как их воплощение используют для автоматизации, оптимизации, ускорения и снижения стоимости бизнес-процессов компании. По мнению Ольги Дергуновой, президента Microsoft в России и СНГ, если поставленные перед внедрением ИТ задачи успешно решены, это, как правило, не только приводит к реорганизации схемы взаимодействия отделов и сотрудников, но и полностью меня- ет структуру занятости персонала.

В первую очередь высвобождается рабочее время, прежде заполненное выполнением трудоемких и подчас чисто механических функций (ручной ввод документов, подготовка отчетов, анализ первичных данных, мониторинг корреспонденции, расчет зарплаты и т. д.). Теперь это время можно использовать с куда большей эффективностью, увеличив производительность и уделяя дополнительное внимание управлению качеством.

Кроме того, внедрение ИТ-средств с целью повышения эффективности труда служит мотивацией для проведения реинжиниринга внутренних бизнес-процессов предприятия, позволяет привести их в соответствие с международными стандартами качества, проектного менеджмента, финансовой и управленческой отчетности. Все это помогает устранять узкие места и выводит компанию на новый уровень конкурентоспособности.

Однако производительность напрямую зависит от эффективности использования ИТ в бизнесе, которая определяется тремя факторами:

·        глубиной проникновения ИТ-средств в деятельность предприятия (количество компьютеров, автоматизированных рабочих мест, лицензий на экономическое программное обеспечение и т. п. и условия их применения);

·        масштабами автоматизации (количество бизнес-процессов, в которых используются ИТ, и качество их автоматизации);

·        информационным менеджментом (методы и средства управления информацией и с помощью информации).

Чем глубже и масштабнее внедрение ИТ в бизнес-процессы компании при наличии корпоративной системы управления информационными ресурсами и взаимодействием на их основе, чем выше ИТ-грамотность персонала и адекватность применения информационных технологий бизнес-задачам, тем значительнее эффект от информатизации предприятия.

 

От головокружения

ИТ-средства с каждым днем завоевывают новые сферы человеческой деятельности. Секрет их популярности прост: сидя за компьютером, рядовой сотрудник среднестатистического предприятия может успеть за час сделать то, над чем будут биться в поте лица десятки людей, не имеющих доступа к ИТ.

По словам О. Дергуновой, инвестиции в информационные технологии ведут к значительному росту производительности труда в компании. Этот факт подтверждается рядом исследований и самой жизнью, ведь в противном случае сбылся бы мрачный прогноз одного из прежних руководителей компании IBM, согласно которому несколько сотен компьютеров – это предел мечтаний человечества.

Вместе с тем ИТ сами по себе не гарантируют ни роста эффективности производства, ни высокой конкурентоспособности компании на рынке. Николас Карр, автор нашумевшей книги «Блеск и нищета информационных технологий», предупреждает бизнес-сообщество об опасности бессмысленного увлечения модой на хай-тек.

Ситуацию с массовым распространением ИТ можно описать так: каждое предприятие хочет обойти своих конкурентов, для этого оно приобретает ИТ-средство, более или менее успешно внедряет, и в результате оказывается, что его уже используют чуть ли не все подряд. А то, что есть у твоих конкурентов, не может стать твоим преимуществом перед ними.

Тем не менее нужно помнить о том, что главное – не инструмент, а мастерство. Да, трудно кого-то удивить внедрением ERP-системы или электронного документооборота, а стандартные пакеты программ MS Office можно найти почти в любом офисном компьютере. Но рост производительности труда возникает не от их простого наличия, а благодаря правильному использованию ИТ.

Как верно отмечает О. Дергунова, за успехом компании всегда стоят конкретные люди – ее сотрудники. Если система менеджмента работает так, что позволяет развиваться и персоналу, и организации в целом, информационные технологии дополнят ее арсенал и станут полезным инструментом в умелых руках. А дело, как известно, мастера боится!