Трудовой кодекс РФ определил, что минимальный размер оплаты труда (МРОТ) не может быть ниже прожиточного минимума трудоспособного человека. Однако в России МРОТ остается формальной нормой, которая не связана ни с уровнем жизни населения, ни со средней заработной платой, ни с экономическими реалиями государства.
Федеральный закон «О внесении изменений в ФЗ «О минимальном размере оплаты труда» и другие законодательные акты РФ», одобренный Советом Федерации 13 апреля 2007 года, несет такие тонкие косметические поправки, что не сразу поймешь, чем новая версия Закона отличается от старой.
В ст. 3 ФЗ образца
В новой редакции основная статья звучит так: «Минимальный размер оплаты труда применяется для регулирования оплаты труда... Применение минимального размера оплаты труда для других целей не допускается».
Несмотря на строгость первой формулировки Закона, российский МРОТ использовался как прикладной технический норматив. Теперь с этим, как будто, покончено. Однако, хотя в новой редакции фраза «минимальная заработная плата» заменена на «минимальный размер оплаты труда», а слово «размер», в свою очередь, заменено на «величину», Закон не спешит выполнять естественную функцию реальной базы оплаты труда, которая соответствовала бы прожиточному минимуму. Поэтому группа депутатов, в частности заместитель председателя Комитета Госдумы РФ по экономической политике, предпринимательству и туризму Елена Панина, до сих пор ратуют за то, чтобы МРОТ наконец стал нормальным экономическим регулятором.
Известно, что в России рыночная ситуация и условия жизни на местах очень неравномерны, а «потребительские корзины» в регионах разительно отличаются. В больших городах и промышленных центрах денежный приток больше, а спрос и цены выше, чем в сельской местности или провинциальной глубинке.
Поэтому ТК РФ индексация заработной платы проводится только в отношении организаций, финансируемых из соответствующих бюджетов. Во всех иных случаях ставки коррек-тируются коллективными договорами и соглашениями или локальными нормативными актами организации.
Теперь депутаты добиваются, чтобы региональный уровень МРОТ могли устанавливать не только субъекты РФ, но и округа, большие города и сельские районы. Однако в новой версии ФЗ федеральный МРОТ интерпретируется с учетом социально-экономических условий и величины прожиточного минимума трудоспособного населения только в субъектах РФ. При этом размер минимальной заработной платы обеспечивается за счет средств бюджетов субъектов РФ и местных бюджетов, внебюджетных средств, а также средств, полученных от предпринимательской и иной приносящей доход деятельности. А предпринимателями — за счет собственных средств.
В ФЗ четко прописана процедура утверждения регионального МРОТ с участием Трехсторонней согласительной комиссии представителей государства, работодателей и профсоюзов. Однако любопытно отношение Закона к уклонистам: «В случае отказа работодателя присоединиться к региональному соглашению о минимальной заработной плате руководитель уполномоченного органа исполнительной власти субъекта РФ имеет право пригласить представителей этого работодателя и представителей выборного органа первичной профсоюзной организации, объединяющей работников данного работодателя, для проведения консультаций…».
Копии письменных отказов работодателей направляются органам исполнительной власти, уполномоченным на проведение государственного надзора и контроля за соблюдением трудового законодательства и иных нормативных правовых актов, содержащих нормы трудового права. Конкретные санкции Закон не обозначает, но скорее всего, как у нас водится, меры воздействия к нерадивым работодателям будут выборочными.
Специалисты настаивают, что научно обоснованное согласование МРОТ с реалиями отечественной экономики может дать импульс развитию страны и повод для существенного повышения зарплаты, а следовательно, улучшения жизни граждан.
Пожалуй, единственный смелый шаг ФЗ «О внесении изменений в ФЗ «О минимальном размере оплаты труда» — утверждение минимального размера оплаты труда в 2300 руб. против прежних 1100. Но и эта сумма не соответствует среднему и подозрительно низкому прожиточному минимуму по стране (4414 руб.), а, следовательно, практически возвращает в исходную позицию актуальный вопрос о реальном минимальном размере оплаты труда в России.
Остается надеяться, что благородный порыв депутатов поднять в ближайшие годы среднюю зарплату по стране на достойный уровень не останется лишь предвыборной риторикой.
Заветы царя Хаммурапи
Международное право со времен древневавилонского царя Хаммурапи (XVIII век до н. э.) рассматривает минимальный размер оплаты труда как нижнюю границу гарантированного удовлетворения основных жизненных потребностей работника и его семьи.
Сущность минимальной заработной платы и основные аспекты ее регулирования отражены в конвенциях и рекомендациях Международной организации труда (МОТ). В ее Уставе в качестве одной из основных задач провозглашено достижение «гарантии заработной платы, обеспечивающей удовлетворительные условия жизни».
Согласно Рекомендациям МОТ №135 основная цель установления минимальной заработной платы — обеспечение социальной защиты лицам, работающим по найму. В Рекомендациях подчеркнуто, что минимальная заработная плата должна пересматриваться с учетом стоимости жизни и других экономических условий.
Минимальная зарплата в мире
В 9 странах—членах ЕС законодательно устанавливаемый минимальный размер заработной платы является предметом социального договора. В США МРОТ — общегосударственный норматив, который регулируется либо законодательством, либо трехсторонними соглашениями между представителями государства, профсоюзов и работодателей, но может варьироваться и на уровне штатов. Как следствие, минимумы заработной платы, определяемые законами штатов, в одних случаях выше ее общефедерального размера, в других – ниже.