Меняем нефть на ширпотреб

| статьи | печать

По предварительным данным таможенной статистики за январь — март 2007 года импорт из стран дальнего зарубежья в стоимостном выражении составил 30400,0 млн долл. По сравнению с аналогичным периодом 2006 года он увеличился на 50,6%. Есть в этом небольшой плюс, но преобладают минусы.

 

Российская таможня хорошо поработала в 2006 г. и сумела практически остановить рост неучтенного товарного импорта. В результате вырос легальный ввоз — на 39,3%. Казна получила больше налогов, но это не улучшило реальную ситуацию во внешнеторговом балансе: наплыв зарубежной продукции продолжает «съедать» нефтегазовые доходы, причем с ускорением: в прошлом году импорт увеличился на 45,2%, за январь — февраль 2007-го — на 48,3, а за I квартал — на 50,6%.

 

Инвестиционный ввоз растет

В импорте машиностроительной продукции возросли  закупки средств наземного транспорта на 32%, электрооборудования – на 14,4%, механического оборудования, инструментов и аппаратов оптических – более чем на 12% (данные ФТС).

Еще в прошлом году машиностроительная доля импорта составила 47,7%, то есть почти половину всего импорта-2006. В МЭРТ этот феномен объясняют отменой пошлин на ввоз технологического оборудования, не производимого в России, общим ростом инвестиционного и потребительского спроса на промышленное оборудование, а также ослаблением конкурентоспособности отечественных машиностроителей. Но в дальнейшем это должно обернуться ростом отечественного производства потребительских товаров.

Например, по оценке Минпромэнерго РФ, в 2006 г. организациями легкой промышленности было израсходовано 4,4 млрд руб. собственных и заемных средств на техническое перевооружение и модернизацию производств против 3,3 млрд руб. в 2005 г. Как ожидается, в 2007 г. на техперевооружение и модернизацию будет затрачено 5,4 млрд руб. Но много другого импорта могло быть сейчас или в ближайшие годы покрыто за счет внутрироссийского производства.

 

Локализация ширпотреба

В 2006 г. рост ввоза иномарок в Россию составил 35,6% в натуральном исчислении (данные ФТС).

Но заметна положительная тенденция: по расчетам МЭРТ, к 2010 г. на российских заводах крупнейших мировых автоконцернов будет собираться 1 млн 85 тыс. автомобилей — при постоянном росте локализации, то есть использования комплектующих российского производства. Таким образом, процент чистого ввоза иномарок уже в ближайшие 2—3 года должен снизиться в пользу их выпуска на российской территории.

Расширенное производство в России других сложнобытовых товаров с последующей их локализацией в ближайшие годы может стать стратегической задачей российской промышленности. Данные Росстата говорят о нарастающем буме потребительского спроса. Причем если 2—3 года назад самыми ходовыми товарами были самые простые телевизоры, холодильники и стиральные машины, то теперь россияне выстраиваются в очередь за кредитами, приобретая дорогую высококачественную технику, мебель, автомобили ценой в несколько годовых окладов, а то и больше.

Эксперты объясняют это явление не только ростом личных доходов, но и непомерным взлетом цен на недвижимость. В результате покупка недоступного жилья откладывается «на потом», а деньги тратятся на то, что более-менее по карману. И этот спрос должен быть удовлетворен за счет российского производства.

«Мне кажется, у государства есть желание поддерживать такое производство, — говорит директор представительства компании De Longhi в России Дмитрий Кашин. — Возьмите, к примеру, автомобильный рынок. Стоило навести порядок, как в Россию пришли почти все ведущие автопроизводители. Если то же самое сделать и на нашем рынке, то сразу же начнется массовое производство бытовой техники в России…»

У бизнеса есть свои предложения на сей счет: отраслевая Ассоциация торговых компаний и товаропроизводителей электробытовой и компьютерной техники (РАТЭК) уже направила в МЭРТ, Минфин, ФТС, Минпромэнерго и Межведомственную комиссию по таможенно-тарифной политике предложения — «обнулить» таможенную пошлину на комплектующие для электробытовой и компьютерной техники (сейчас она составляет 10—20%). И таким образом стимулировать производителей строить свои заводы в России.

Выгода ожидается прямая: объем российского рынка бытовой техники и электроники в 2006 г. составил 15 млрд долл. Темпы роста — 15% в год. Но из-за высоких пошлин на комплектующие производителю оказывается дешевле ввезти готовый продукт.

Еще пример — из полиграфии. Сегодня более половины российских заказов на печать журналов, брошюр, книг от общего печатного рынка (на сумму более 600 млн долл.) размещаются за рубежом, ибо печать журналов в России обходится дороже на 15—20%. Одна из причин — у нас не производится мелованная бумага требуемых сортов, она ввозится с более чем 30 фабрик мира.

В 2006 г. ввезли 340 тыс. тонн бумаги и более 330 тыс. тонн мелованных картонов. Таможенная пошлина на этот товар — 15%, к которым надо прибавить 18% НДС. А импортные издания ввозятся по нулевой таможенной ставке и льготному НДС (10%). Московский полиграфический союз и Межрегиональная ассоциация полиграфистов обратились в Минпромэнерго с предложением «обнулить» импортные пошлины на мелованную бумагу и картон, чтобы вернуть печать российских журналов в Россию. Но получили отказ.

 

Нужна программа импортозамещения

По данным Института экономики переходного периода, доля импорта на рынке непродовольственных товаров РФ сейчас составляет 55,4%.

Государству сегодня нужна комплексная программа импортозамещения прежде всего на рынке потребительских товаров. Программа, работающая на опережение. А ее нет.

Скажем, в ближайшее время в Россию начнутся поставки китайских автобусов фирмы Yutong Bus Co Ltd: 1000 штук по 1347 тыс. руб. каждый. Дело, конечно, нужное, автобусов в России не хватает, а китайцы 2 года вели доработку своих машин, чтобы те соответствовали техническим стандартам и особенностям российского климата. За это время Yutong Bus Co Ltd уже реализовала в России около тысячи своих автобусов.

Но только теперь объявлено, что компания будет изучать российский рынок, в результате чего будет решено, открывать или нет собственное производство на российской территории. Спрашивается, почему перед китайцами не было поставлено это условие 2 года назад? И сколько лет они теперь будут «изучать» Россию, снабжая наши города продукцией полностью китайского производства?

На китайцах, кстати, свет клином не сошелся: компания Daimler Chrysler, испытывающая сейчас серьезные затруднения, производит отличные автобусы марки Mercedes. Наверное, она могла бы открыть в России свое сборочное производство. Но на вопрос о том, собирается ли она это делать, председатель правления Дитер Цетше говорит: «На моей памяти — а я могу говорить за последние 3 года — у нас не было специальных обсуждений этого вопроса…»

 

Нацпроекты — движитель прогресса

Объем рынка медицинской продукции в России за 2006 г. вырос более чем на 30% — до уровня 390 млрд руб., в том числе рынок медицинских изделий — около 90 млрд руб., из которых российское производство составило более 35 млрд руб. (данные Минпромэнерго РФ).

Этот бурный рост связывается с началом реализации нацпроекта «Здоровье». Причем, по словам первого вице-премьера Дмитрия Медведева, из 15,5 млрд руб., выделенных по нацпроекту на медтехнику в 2006 г., 60% освоили российские производители. Но по другим данным, 60%-ная квота была «закрыта» в основном «газелями» для «Скорой помощи». То есть деньги попали хотя и российскому производителю (ГАЗу), но явно не по тому назначению.

Между тем производство медицинской техники во всем мире считается наиболее перспективным направлением венчурного бизнеса. В России, увы!, отечественная медтехника занимает, по разным оценкам, всего лишь 15—25% рынка. Сами российские производители утверждают, что все загвоздка — в чиновниках, которые контролируют этот рынок сбыта, «а им куда выгоднее иметь дело с щедрыми иностранными производителями».

Но без серьезного базового финансирования даже лучшие отечественные предприятия развернуться не смогут. Новинки на рынке медтехники появляются очень быстро, поэтому срок разработки не должен превышать 3—5 лет. Не более чем через 10 лет они должны заменяться на более современные. Именно поэтому инвестиции в медтехнику во всем мире относятся к особо рисковым. В России, правда, есть государственная венчурная компания с уставным капиталом 15 млрд руб., которая могла бы включиться в этот процесс. Но никаких «приоритетов» в сторону национальных проектов, там до сих пор не объявлено.

Куда лучше обстоят дела на рынке, имеющем прямое отношение к другому нацпроекту — рынку стройматериалов. Здесь пока продукции не хватает, а по высококачественной отделке импортная составляющая доходит до 50% от потребности. Но, похоже, государство уже активно включилось в процесс. По словам председателя Комиссии по развитию рынка жилья при Совете по реализации приоритетных нацпроектов и демографической политике Александра Браверманна, в стране создаются условия, стимулирующие появление новых предприятий по производству стройматериалов, включая предоставление площадок под строительство предприятий, таможенных льгот на ввоз оборудования…

Амуниция лучше амбиций

Уже полтора десятка лет Россия обещает вновь выйти в мировые экономические лидеры, поочередно выставляя в качестве «локомотивов» то оборонку с ее якобы нерастраченным потенциалом, то научный задел, оставшийся с советских времен, то еще что-нибудь. Тем временем нас «объехал» Китай, сделавший по давнему примеру Японии ставку на тесное сотрудничество с крупнейшими мировыми промышленными концернами, на импорт западной техники и чужих технологий. То же самое наблюдается в Индии, Бразилии, других быстроразвивающихся странах.

Мы продолжаем идти «своим путем» — рядом с проложенным «иностранным» шоссе, но по отдельной, узкой, заболоченной тропинке, спотыкаясь и падая. Зачем?

 

К сведению

 

В группе продовольственных товаров и сырья для их производства возрос импорт масла растительного в 1,6 раза, овощей — на 54,0%, мяса и субпродуктов — на 51,2%, табака — на 41,7%, зерновых культур — на 28,3%, молочных продуктов — на 20,1%, алкогольной и безалкогольной продукции — на 18,0%, сахара — на 12,1%, фруктов — на 11,1%, тогда как закупки рыбы сократились на 1,9%.

 

ИСТОЧНИК: ФТС

 

Точка зрения

 

Из доклада о результатах и основных направлениях деятельности Минпромэнерго РФ на 2007—2009 гг.:

«Недостаточная конкурентоспособность — одна из главных причин, сдерживающих экономический рост России».