Почему россияне боятся начать свое дело и как они могут преодолеть трудности в самом начале своего пути в бизнесе, постарались разобраться сотрудники Национального агентства финансовых исследований (НАФИ), аналитики Общероссийской общественной организации малого предпринимательства («ОПОРы») и эксперты «ЭЖ».
Количество субъектов малого бизнеса на начало нынешнего года, по оценке НАФИ, равняется 6,5 млн, из которых большинство (5,2 млн, или 80,1%) составляют индивидуальные предприниматели, около 1 млн (15,5%) — малые фирмы и совсем немного — 0,3 млн, или 4,4%, — фермерские хозяйства.
Столь скромные цифры объясняются прежде всего очень низкой вовлеченностью российских граждан в малое предпринимательство. Доля наших соотечественников, рискнувших начать свое дело, по оценке «ОПОРы», на сегодняшний день составляет в стране только 5%. Даже в Москве, по данным НАФИ, ее уровень лишь ненамного больше — 5,5%.
К примеру, у наших восточных соседей — китайцев процент взрослого населения, занятого собственным малым бизнесом, равняется 17. А в Колумбии этот показатель зашкаливает за 20% (впрочем, здесь не стоит забывать, что к малому предпринимательству относятся и фермерские хозяйства).
Для большинства россиян, которые хотят начать свой путь в бизнесе, наиболее трудным становится именно первый шаг, сделать который им мешает целый ряд проблем.
1 Самым сложным барьером, по мнению экспертов «ОПОРы», является отсутствие стартового капитала. Аналогичную картину показывает исследование НАФИ: 63,5% опрошенных назвали отсутствие или недостаток необходимых финансовых ресурсов для создания и развития собственного малого бизнеса главной причиной отказа от присоединения к когорте предпринимателей.
Преодолеть денежный барьер большинство будущих бизнесменов рассчитывают за счет собственных средств (65%), чуть более четверти надеются занять у родственников и друзей. За кредитом в банк собираются 52%, а на поддержку государственных фондов уповают 16,5%.
Учитывая невысокий уровень доходов россиян и слабую склонность к накоплению, надежда на собственные средства граждан представляется весьма иллюзорной, тем более что финансовый порог для вступления в тот или иной (даже малый) бизнес сейчас становится все выше и выше.
Во всех цивилизованных странах на помощь начинающим предпринимателям приходит кредитное учреждение, но в нашей стране, по мнению экспертов Ассоциации региональных банков, будущие «коркуновы» страдают настоящей банкофобией.
Большинство россиян, желающих начать свой бизнес, опасаются наличия скрытых платежей за пользование кредитом (54%), коротких сроков погашения займов (38,2) и необходимости предоставления имущества в залог (34,8%).
По их мнению, нужно активно расширять практику предоставления беззалоговых кредитов (43%), а также разработать и повсеместно использовать единые и понятные для всех начинающих предпринимателей стандарты банковского обслуживания (38,8%). Кроме того, необходимо выдавать «длинные» кредиты с льготным стартовым периодом (28,8%) и проводить информационно-разъяснительные мероприятия для потенциальных заемщиков (26,3%).
Ассоциация региональных банков (АРБ) совместно с депутатами Государственной Думы сейчас создает рабочую группу, которая будет заниматься формированием благоприятных условий для кредитования начинающих малых предпринимателей. Региональные банки ближе всего находятся к россиянам, которые хотят открыть свое дело, и считают данный сегмент кредитного рынка весьма перспективным. Эксперты АРБ оценивают недо-кредитованность малого бизнеса в 1 трлн руб.
Новые возможности здесь появятся после создания Российской корпорации развития, законопроект о которой обсуждается в Государственной Думе. Одним из направлений ее деятельности станет именно кредитование малого бизнеса, для которого будет предусмотрена определенная квота. Причем, учитывая некоммерческий характер деятельности корпорации, малый бизнес вправе ожидать преференциальных условий предоставления займов без залога и высоких процентов.
2 Второй барьер на пути начинающих бизнесменов связан с боязнью высокой конкуренции со стороны крупных предприятий (35,5%, по оценке НАФИ). Аналитики «ОПОРы» также поставили его на второе место в ряду трудностей стартующих малых предприятий.
Начинать любой бизнес можно, лишь имея полную уверенность, что будешь успешно конкурировать с другими участниками рынка и продавать свой товар или услугу. Поэтому очень важно заранее просчитать свои возможности, используя те механизмы поддержки, которые существуют в рамках деятельности общественных организаций и государственных структур.
К их числу «ОПОРа» относит специально организованные тематические выставки-ярмарки, информацию о которых всегда можно найти на сайте объединения и в публикуемых материалах. Там можно получить сведения о реальном состоянии различных рынков, потенциальных покупателях и конкурентах.
Региональные власти создают специализированные маркетинговые центры, которые дают возможность найти информацию о потребителях и ценах на товары и услуги малого бизнеса. Удачным примером такой поддержки считаются межрегиональные маркетинговые центры, созданные по инициативе московского правительства. Правда, их услуги предоставляются на платной основе.
Для начинающих предпринимателей, планирующих выйти со своей продукцией за рубеж, Минэкономразвития проводит специальные семинары, на которых слушателям предоставляется информация о положении на международных рынках и участии в российских выставках в других странах. Там же можно получить необходимые сведения о процедурах поддержки экспорта отечественных производителей.
3 Третий барьер — сложности регистрации нового предприятия, которые тревожат 33,3% стартующих бизнесменов. Его нельзя назвать слишком высоким, в конце концов, чтобы зарегистрировать новое юридическое лицо, достаточно заплатить 6—7 тыс. руб. специализированной юридической фирме и через неделю можно получить готовые документы.
Удивляет только потрясающая живучесть искусственно созданных административных препятствий. Ведь о громадных очередях в 46-й налоговой инспекции Москвы даже сам Президент говорил в одном из своих выступлений. А они по-прежнему вьются длинными кольцами перед окошками регистрирующего органа, вызывая чувство тошноты у граждан, рискнувших начать процедуру открытия своего бизнеса. Может быть, для предостережения будущих предпринимателей?
4В качестве четвертого барьера опрошенные НАФИ респонденты отметили возможные проблемы, связанные с бухгалтерской отчетностью малого предприятия или индивидуального предпринимателя» (11,8%). По данным «ОПОРы», слабая доступность экономических консультаций также тормозит рост малышей.
Наиболее простым способом решения проблемы отчетности может стать передача ее ведения специализированной фирме на аутсорсинг, стоимость которого сейчас не слишком велика. К тому же очень важно с самого начала использовать упрощенную систему налогообложения
Существует также возможность посещать открытые семинары, организованные объединениями малого и среднего бизнеса, в частности их постоянно проводят «Деловая Россия» и «ОПОРа».
Нужную информацию для начинающего бизнеса можно получить в деловой прессе, например газета «Экономика и жизнь» в каждом номере публикует консультации по экономическим и правовым аспектам практической деятельности предприятий.
Новые барьеры появятся перед малым бизнесом после вступления России во Всемирную торговую организацию, которое неизбежно приведет к повышению планки стартового капитала и усилению конкуренции в результате свободного выхода на наш внутренний рынок продукции международных компаний.
Китай и Турция перед вступлением в ВТО практически освободили свой малый бизнес от налогов, а в Поднебесной государство даже перестало брать с него арендную плату за помещения. В нашей стране держава пока предпочитает не замечать проблем, с которыми столкнутся «малыши» в результате присоединения к международному торговому альянсу.