В памяти каждый может отыскать немало книг, сюжет в которых «заварен» на экономических отношениях между героями, как правило, по поводу денег: «Мертвые души» Николая Гоголя или «Сага о Форсайтах» Джона Голсуорси…
«А что проку от этих воспоминаний? — могут заметить некоторые читатели. — Писано все это вон когда: нынче все уже другое — экономика, общество, люди». Вот именно, это и есть самое любопытное, так ли уж все изменилось? И мы с вами, люди.
Конечно, «ревизские сказки» полтораста лет как не переписывают, но кто-то разве будет утверждать, что, скажем, чичиковы или плюшкины у нас перевелись?
По большому счету в художественных произведениях «экономического» толка авторы ставят, возможно, главный вопрос: кто кем повелевает — мы деньгами или они нами? Согласитесь, вопрос актуален и поныне, но однозначного ответа на него по-прежнему не существует.
Сегодня в России уникальное время. В одночасье можно стать и принцем и нищим. Но все это уже было и нашло отражение в художественной литературе.
Европа прошлого
«Я достаточно богат, чтобы покупать совесть человеческую, управлять всесильными министрами через их фаворитов, начиная с канцелярских служителей и кончая любовницами… Что такое жизнь, как не машина, которую приводят в движение деньги?» Это откровения Гобсека из одноименного произведения Оноре де Бальзака.
Таких персонажей, сущностью жизни которых стали деньги, делание капиталов, в литературе хватает: «Финансист» Теодора Драйзера или пьесы А. Н. Островского о жизни российского купечества. Хотя с точки зрения поставленных вопросов «Кто кем повелевает?» и «Так ли уж изменились жизнь и люди?» стоит вспомнить роман «Деньги» Эмиля Золя, написанный еще в XIX веке.
Роли денег в обществе, конечно, немало уделено внимания и во многих других достойных сочинениях других маститых литераторов. Но Деньги как главный герой романа — не припоминается. Вокруг Денег собраны вместе и проходят испытание ими многие типажи, которых можно узнать в героях иных сочинений.
«Он пойдет тогда на грандиозную аферу, о которой мечтал уже несколько месяцев … на колоссальное дело, пугавшее его самого; оно было такого размаха, что и в случае успеха, и в случае провала должно было потрясти весь мир».
Второе этому главному после Денег герою романа удастся с блеском. Собственно обладание огромными деньгами не было для него самоцелью. Они нужны были ему для реализации собственной неуемной энергии, организаторских талантов, неохватного честолюбия. Скорее деньги были для него, как армия для полководца, не представляющего жизнь без сражений. Характер все и погубит.
Увлекшись биржевыми аферами на повышение котировок акций созданного им Всемирного (!) банка, он не сможет остановиться на разумном пределе. В грандиозную пучину разорения упадут не только тысячи рядовых безымянных французов, но и самые близкие ему люди — те, кто его любил, считал своим другом. И он искренне желал их осчастливить.
А вот его главный соперник — один из богатейших и могущественнейших среди людей. Его финансовая империя зиждилась на кропотливом накоплении капиталов многими поколениями семьи. Железная выдержка и тонкий, отточенный, как клинок, расчет позволят ему жестоко наказать нашего биржевого афериста, выскочку, посмевшего бросить ему вызов.
Есть здесь и духовный родственник Гобсека. Он за гроши скупал «отбросы долговых обязательств — неоплаченные векселя, оставшиеся на бумаге договоры, просроченные расписки». В охоте за должниками он мог годами ждать, «пока созреет его жертва, с тем чтобы при первом успехе задушить ее».
Кажется невероятным, но в соседней комнате с этим монстром обитает его безмерно, нежно любимый им брат — умирающий от чахотки молодой человек, соратник Маркса, весь остаток жизненных сил отдавший написанию труда о том, как построить справедливое общество для трудящихся, без богачей и денег. «…это будет не казарма, это будет царство свободы и веселья…».
Не дожидаться построения гармоничного общества, а сеять справедливое немедленно, решила вдовствующая княгиня. Оставшиеся ей от покойного мужа (тоже безжалостного дельца и афериста) несколько сот миллионов франков она всего за пару лет потратила на возведение детского приюта и других богоугодных заведений. Правда, их посещение вызывало «какое-то чувство протеста против неимоверной роскоши здания...».
Спустив огромное состояние, княгиня все же испытала удовлетворение и сохранила достоинство. А баронесса, страстно игравшая на бирже, закономерно скатилась на дно, оказавшись в постели грязного газетного проходимца. И он, «погрязший в алкоголизме и разврате, колотил, как грубый извозчик, эту светскую даму!»
А вот бедный неудачливый инженер. Это под его грандиозные проекты гениальный финансовый аферист создаст Всемирный банк и раскрутит все дело. Прямодушный и честный инженер окажется на скамье подсудимых. Но большим моральным удовлетворением для него станет то, что проекты его успеют обрести плоть — заработает крупнейшая в Средиземноморье судоходная компания, в пустынных местах Малой Азии пролягут железные дороги, вокруг заложенных рудников закипит жизнь. В забытый и забитый земной угол деньги приведут цивилизацию — его мечты в основном сбылись.
Старая обедневшая графиня из знатного рода, поверив искренним убеждениям главного героя, вложит последние сбережения на свадьбу дочери в акции банка. Обе окажутся в жалких меблированных комнатах.
Станет нищей пара рантье, имевших неплохой доход от недвижимости, но увлекшихся ростом биржевых котировок.
Сохранить достоинство
Однако не все персонажи романа оказались под завалами рухнувшей «пирамиды». «Поневоле приходится играть, если правительство дает мне такую пенсию, что можно подохнуть с голоду». Это слова тогдашнего пожилого отставного капитана. Но в отличие от многих он вел только «жалкую игру» с выигрышем не больше двадцати франков в день. И никогда не отступал от этого правила, и был доволен жизнью.
«На бирже? О нет, ни за что!» — позиция нищего литератора, которого судьба впоследствии щедро отблагодарила за терпение и трудолюбие.
«Зачем же взваливать на деньги вину за те мерзости и преступления, которые они порождают? Разве менее осквернена любовь — любовь, созидающая жизнь?» Это рассуждения главной героини романа, которая сумела, очень многое претерпев, вынести из всех передряг, унижений и боли светлую душу. Она победила Деньги!
Современная Россия
«Деньги и люди» — это именно та тема, которая находит достойное развитие и в современной литературе, развитие порой оригинальное и парадоксальное. Как, к примеру, в романе Виктора Пелевина «EMPIRE V», где один вампир разъясняет, что люди — это специально выведенная порода животных, вроде коров, вырабатывающая специальный денежный концентрат, которым вампиры и питаются. «Вымя» же у человека находится в голове, которая у всех загружена одним — как заработать денег.
«…Какое занятие у людей самое главное, что такое человеческая цивилизация? Это не что иное, как огромное производство денег. Человеческие города — просто денежные фабрики, и только по этой причине в них живет такая уйма людей… люди производят продукт, о котором никакого понятия не имеют… несмотря на то, что ежедневно думают только про него. Как бы ни называлась человеческая профессия, это просто участок карьера по добыче денег. Человек работает в нем всю жизнь. У него это называется «карьерой», хе-хе…»
«…Современное рабочее место в офисе… даже внешне похоже на стойло крупного рогатого скота. Что вырабатывается в стойле? Человек делает деньги!» — заключает один из пастухов-вампиров.
По мнению автора, сегодня только ушедший от дел миллионер может позволить себе образ жизни животного: жить на природе в самых подходящих для организма климатических условиях, много двигаться, есть экологически чистую пищу и при этом вообще никогда ни о чем не волноваться. И это так, ведь никто из животных не работает.
И далее продолжает, что, если задача денег — сделать жизнь проще, почему же люди добывают их всю жизнь, пока не превратятся в старческий мусор? «Вы серьезно считаете, что человек делает все это для себя?» — размышляет один из современных пастухов-вампиров.
«Человек думает, что добывает деньги для себя. Но в действительности он добывает их из себя. Жизнь устроена так, что он может получить немного денег в личное пользование только в том случае, если произведет значительно больше для кого-то другого. А все, что он добывает для себя, имеет свойство странным образом просачиваться между пальцев…»
С последним тезисом трудно не согласиться.
«Человек даже не знает, что такое деньги на самом деле. Деньги добываются из его времени и сил. В них превращается его жизненная энергия, которую он получает из воздуха, солнечного света, пищи и других впечатлений жизни».
Виктор Пелевин
«…Как только они попадались в его лапы, он становился свирепым, съедал их живьем, высасывая из них кровь, извлекая по сто франков там, где затратил десять су…».
Эмиль Золя
«…Мы властители ваших судеб — тихонькие, никому не ведомые… золото — вот духовная сущность всего нынешнего общества».
Оноре де Бальзак