В отдаленных регионах страны сегодня остро стоит проблема доступности финансовых услуг. До сих пор на карте России слишком много «белых пятен», куда не ступала нога банкира. И вряд ли в ближайшем будущем их станет меньше, ведь главный враг банкизации глубинки — низкий уровень доходов населения.
На состоявшемся недавно съезде Ассоциации российских банков в качестве одной из главных болезней кредитной системы страны рассматривалось катастрофическое отставание России от передовых стран мира по уровню банковских услуг населению.
В настоящее время на 100 тыс. человек приходится менее 14 точек банковского обслуживания, что характерно для слаборазвитой африканской страны. Для сравнения: в Германии этот показатель равен 58, а в Австрии — 61.
В схожей с Россией по плотности населения Канаде на 1 тыс. кв. км приходится примерно 0,8 банковской точки, что в 3 раза выше, чем в среднем по России. На это неоднократно указывал и Президент, который поставил задачу повышения доступности услуг банков для населения отдельным поручением Правительству и Центробанку.
Президентские поручения помогли АРБ добиться от Центробанка решения, согласно которому кредитные организации вправе открывать операционные офисы без регистрации филиала в рамках федерального округа, на территории которого находится ее головной офис (филиал).
По словам президента АРБ Гарегина Тосуняна, следующим шагом, упрощающим доступ банков в регионы, может стать снятие ограничений на открытие офисов за пределами федерального округа.
По мнению руководства АРБ, для расширения банковских услуг в регионах нужно стимулировать внедрение информационных технологий в банковскую систему, особенно систем дистанционного банковского обслуживания, с помощью которых, даже учитывая масштабы страны, банки смогут обслуживать клиентов в самых отдаленных точках. Кроме того, по мнению банкиров, можно более активно развивать систему банковского обслуживания через почтовые отделения.
Впрочем, эти локальные меры вряд ли снимут проблему. Ведь главное здесь — катастрофическая пестрота в социально-экономическом развитии российских провинций. Так, Москва в десятки раз опережает регионы Севера и Дальнего Востока по совокупному объему банковских услуг на душу населения. Только обострение конкуренции заставляет банки искать счастье в регионах. И то не во всех.
В первую очередь в сферу внимания попадают нефтегазодобывающие регионы и крупные административные центры. В этом нет ничего удивительного. Фиксировать убытки регионального офиса в населенном пункте, где основным доходом населения являются пенсии и пособия пожилых граждан, долго не сможет даже крупный и при этом патриотично настроенный банк.
Кстати, предложения ассоциации по расширению кредитных услуг в регионах основаны на опыте таких стран, как Австралия и Канада. В последней довольно широко распространены так называемые автоматизированные офисы, которые успешно сочетают функции допофиса и стандартного банкомата. Канада занимает лидирующие позиции в мире и по эмиссии платежных карт, и по объемам операций, проводимых в рамках интернет-банкинга.
Только вот доходы учителя средней школы из далекой Манитобы довольно существенно отличаются от зарплаты его коллеги из Омска или Читы. Поэтому приходится с грустью констатировать, что «программа банкизации регионов допускает серьезную ошибку и нуждается в обязательной перезагрузке».