АвтоВАЗ — это касается многих из нас…

Рост стоимости акций АвтоВАЗа гарантирован даже на фоне скромных показателей деятельности предприятия
| статьи | печать

ОАО «АвтоВАЗ» по праву может считаться одной из самых народных компаний России. По количеству акционеров — физических лиц компания обгоняет таких монстров рынка, как «Газпром» и «ЛУКОЙЛ». Еще несколько тысяч наших граждан являются держателями ценных бумаг «дочек» автогиганта.

 

Сплит вам в помощь

Новое руководство АвтоВАЗа в последнее время предпринимает меры для повышения инвестиционной привлекательности компании. Реформирование структуры собственности на предприятии должно увеличить стоимость акций автогиганта, которыми в настоящее время владеют более 130 тыс. российских граждан. Тем не менее многие обладатели свидетельств о депонировании дочерней структуры АвтоВАЗа до сих пор не заявили о своих правах.

Недавно АвтоВАЗ объявил дату годового собрания акционеров, в повестке дня которого, помимо всего прочего, стоит вопрос о дроблении акций. Сейчас номинал обыкновенной и привилегированной акции общества составляет 500 руб. Совет директоров рекомендует провести сплит (дробление) с коэффициентом 1:100. В официальных документах компании сказано о том, что дробление будет сделано для повышения ликвидности и инвестиционной привлекательности компании. Действительно, опыт работы на фондовом рынке позволяет говорить о том, что сплит в краткосрочной перспективе положительно влияет на котировку ценных бумаг эмитента.

Однако вряд ли руководство АвтоВАЗа в лице Рособоронэкспорта преследует только эту цель.

 

«Раскольцовка»

Вполне возможно, что дробление проводится в преддверии размещения акций на бирже. Однако размещать акции до окончания реструктуризации акционерной собственности представляется нецелесообразным.

Скорее всего это часть долгосрочной программы по ликвидации перекрестного акционирования, длительное время сдерживающего инвестиционный потенциал автомобильного гиганта, которая уже получила образное название — «операция раскольцовка».

Напомним, что долгое время структура акционерного капитала основывалась на том, что основными акционерами завода были ЗАО «ЦО АФК», ЗАО «ИФК» и «легендарное» детище Бориса Березовского — ОАО «AVVA».При этом АвтоВАЗ являлся мажоритарным акционеров этих компаний с долей от 49 до 85%.

Недавно Рособоронэкспорт и его консультант — компания «Тройка Диалог» — сообщили о том, что максимум через 1,5 года они консолидируют 75% плюс 1 голосующая акция автоконцерна. Это произойдет после того, как дочерние предприятия будут присоединены к АвтоВАЗу, большая часть этого пакета будет переведена в так называемые казначейские акции и впоследствии погашена. Все это делается и для привлечения в будущем на предприятие крупного стратегического инвестора.

Информация о планах по оздоровлению акционерного капитала стала мощным сигналом к стремительному росту бумаг автогиганта. Так, с начала года обыкновенные акции предприятия выросли в цене в среднем на 65—70%, к началу апреля достигнув уровня 110 долл. за акцию.

Продолжающийся процесс консолидации контрольного пакета, а также информация о дроблении акций позволяют предположить, что потенциал увеличения цены на бумаги еще не исчерпан. Причем рост этим акциям гарантирован даже на фоне довольно скромных показателей финансово-хозяйственной деятельности предприятия. По итогам I полугодия 2007 г. стоимость обыкновенных акций компании может достигнуть 160—170 долл., после чего можно подумать о продаже.

 

СДАчи не надо?

Тем не менее руководство предприятия столкнулось с трудностями при скупке долей у своих «дочек», и в первую очередь это касается компании AVVA. Дело в том, что примерно 10% миноритариев AVVA до сих пор владеют не акциями, а так называемыми свидетельствами о депонировании акций (СДА), которые активно продавались населению в 1993—1994 гг. Тогда на средства от их продажи планировалось организовать строительство завода по производству «народного автомобиля». Всем известно, чем эта затея закончилась…

Справедливости ради следует сказать, что руководство неоднократно обращалось к держателям свидетельств о депонировании (акционерами их можно назвать с очень большой натяжкой) с предложением обменять сертификаты на акции AVVA и даже АвтоВАЗа в пропорции 1:1. Однако многие сограждане до сих пор этого не сделали, несмотря на то что сроки обмена свидетельств постоянно продлевались.

Сегодня, по разным данным, от 10 до 12% подобных предъявительских бумаг находятся в собственности «неустановленных лиц». По имеющимся сведениям, в среднем у «физика» находится от 1 до 3 подобных бумаг.

Следовательно:

— общее количество неустановленных держателей СДА может исчисляться несколькими десятками тысяч;

— мотивация к какой-либо конвертационной операции у них очень слабая. Вполне возможно, что многие свидетельства уже использованы, причем, как говорится, не по назначению.

По мнению специалистов, опрошенных «ЭЖ», «раздробленные» акции будут использоваться в первую очередь для выкупа долей у миноритарных владельцев AVVA. В этом случае дробление поможет упростить расчеты с такими держателями.

Так или иначе, но держателям СДА в самое ближайшее время нужно активизировать усилия и по возможности все-таки обменять свои предъявительские бумаги. В противном случае руководство АвтоВАЗа скорее всего будет вынуждено разделить AVVA на 2 неравные части.

Первая компания, владеющая пакетом автозавода, будет присоединена к АвтоВАЗу, а вторая аккумулирует прочие активы, включая собственность неопределившихся миноритариев.

Возможно, что в этом случае держатели СДА станут всего лишь обладателями, вне всяких сомнений, высокохудожественных образцов полиграфии периода первоначального накопления с портретами известных меценатов Третьякова и Мамонтова, пополнив таким образом коллекцию экспонатов драматичной истории российской приватизации.