Суперрост, конечно — супер...

до 14% подскочило число компаний сверхбыстрого роста в России в сфере среднего бизнеса
| статьи | печать

Крупные, а тем более сверхкрупные компании вниманием мировой общественности не обделены — всегда на виду, не спрячешься. Экономики стран, однако, на одном «крупняке» не держатся. Но обилия информации о том, что «варится» в среде того же среднего бизнеса, нет. Поэтому данные из предпринимательской, скажем так, гущи всегда вызывают интерес. Тем более когда в них (в кои веки!) российский бизнес выглядит молодцом.

 

Уже четвертый год международная организация «Грант Торнтон Интернешнл» выводит так называемый индекс суперроста среди компаний среднего бизнеса из 32 стран, на которые приходится 81% мирового ВВП. Результаты нынешнего исследования выявили серьезные подвижки в мировом рейтинге по этому показателю. Сразу скажем, отечественные компании оказались в большом плюсе.

Но, пожалуй, стоит напомнить, по каким критериям рассчитывается названный индекс. В его основе лежат четыре показателя — абсолютный и процентный рост товарооборота с поправкой на инфляцию, а также рост числа сотрудников той или иной компании в абсолютном и относительном выражении. Таким образом, в когорту сверхбыстрорастущих зачисляют фирмы, темпы роста которых по названным показателям существенно выше средних по миру.

Итак, верхняя строчка в рейтинге третий год подряд остается за американцами, у которых 44% средних компаний, причем с увеличением на 5%, продемонстрировали суперрост. А вот ниже, как говорится, все перемешалось. Прежде всего впечатляет падение в «табели» Индии, Малайзии и Новой Зеландии. Первая с прошлогоднего 2-го места опустилась сразу на 14-е, две другие страны потеряли соответственно 18 и 13 «ступенек», оказавшись вообще в нижней части «лестницы».

А вот тройка лидеров, которые за год существенно улучшили свои позиции: Филиппины, махнувшие с 23-го места на 8-е, Аргентина, одолевшая 12 позиций, и, наконец, Россия, рванувшая, считай, со дна (29-е место в 2006 г.) на 18-ю строку в рейтинге.

Насчет нашего места, правда, хочется поспорить. Судите сами: российский показатель по компаниям сверхбыстрого роста — 14% — ничем не уступает японскому, мексиканскому и тому же аргентинскому. Причем мы-то карабкались с куда более низкой позиции (всего 4% таких компаний в
2006 г.), а выставили нас почему-то внизу этой четверки. По меньшей мере наше место должно быть на пару ступенек выше.

Ну да ладно, в конце концов, как известно, не место красит. Важнее, думается, понять, что стоит за всеми этими падениями-взлетами по рейтингу, может, нам и радоваться-то особо нечему.

По этому поводу сами исследователи, выражая некоторое удивление, высказываются все-таки в том духе, что не надо воспринимать как негатив снижение числа компаний суперроста в какой-то из стран. По их мнению (вполне резонному), такой рост возможен ограниченное время, после чего предприниматели меняют стратегию развития своего бизнеса, сосредотачиваясь не на расширении, а на повышении его рентабельности. Так произошло, к примеру, в Индии.

Что касается рейтинговых успехов наших компаний, то по большому счету ничего сногсшибательного не произошло. Российские партнеры по исследованию причинами такого взлета называют факторы, которые, конечно, многим известны: хорошая внешнеэкономическая конъюнктура, рост доходов граждан, потребительский бум, в целом благоприятная не первый год экономическая ситуация в стране. Приятны своей реалистичностью два предположения: наш средний бизнес стремится стать более цивилизованным и прозрачным, поэтому выводит из «тени» свои обороты, а активнее развиваться в дальнейшем ему должны поспособствовать госрасходы на национальные инвестпроекты.

Вот о чем действительно хочется знать, так это о качестве изменений в отечественном среднем бизнесе: кто они, эти суперрастущие компании? Бум в строительстве, в торговле, услугах — все это, несомненно, здорово. Но желается сверхударного роста компаниям высокотехнологичным, инновационным. Много ли их в рейтинге? К сожалению, исследование на это не отвечает.

Впрочем, мало кто, пожалуй, станет спорить, что особо восторгаться успехами нашего среднего бизнеса в международных оценках пока не стоит. Сегодня это скорее заслуживает сдержанных, но подбадривающих аплодисментов. С верой в будущее, конечно!

Что еще любопытно. Обратите внимание, кто вслед за американцами занимает вторую строчку в представленной табличке. Надо сказать, и в других международных исследованиях развитие экономики Армении в последние годы получает высокие оценки. Кстати, совсем недавно Грант Торнтон «замеряла» влияние экономического роста стран БРИК на мировую экономику. Так вот, больше всех — 42% — оценили положительное влияние российской экономики на развитие собственного бизнеса армянские предприниматели.

Как все-таки экономически полезно иметь добрососедские отношения с Россией…