Об уплате единого социального налога
Департамент налоговой и таможенно-тарифной политики рассмотрел запрос ФНС России от 26.01.2007
№ САЭ-15-01/93 по вопросу уплаты единого социального налога и в соответствии со статьей 342 Налогового кодекса Российской Федерации (далее — Кодекс) разъясняет следующее.
1. Пунктом 3 статьи 237 Кодекса установлено, что налоговая база по единому социальному налогу налогоплательщиков — индивидуальных предпринимателей определяется как сумма доходов, полученных такими налогоплательщиками за налоговый период как в денежной, так и в натуральной форме от профессиональной деятельности, за вычетом расходов, связанных с их извлечением.
При этом при исчислении налоговой базы по единому социальному налогу состав расходов, принимаемых к вычету, определяется в порядке, аналогичном порядку определения состава затрат, установленных для налогоплательщиков налога на прибыль соответствующими статьями главы 25 Кодекса.
В соответствии с пунктом 1 статьи 252 Кодекса расходами признаются обоснованные и документально подтвержденные затраты, осуществленные налогоплательщиком.
Согласно пункту 29 статьи 264 Кодекса к прочим расходам, связанным с производством и реализацией, относятся взносы, вклады и иные обязательные платежи, уплачиваемые некоммерческим организациям, если уплата таких взносов, вкладов и иных обязательных платежей является условием для осуществления деятельности налогоплательщиками — плательщиками таких взносов, вкладов или иных обязательных платежей.
В соответствии с Федеральным законом от 26.10.2002 № 127-ФЗ «О несостоятельности (банкротстве)» индивидуальный предприниматель может быть утвержден арбитражным судом на должность арбитражного управляющего, если он является членом саморегулируемой организации. В этом случае уплату взноса в компенсационный фонд следует рассматривать как обязательное условие для осуществления деятельности в качестве арбитражного управляющего, а сумму уплаченного компенсационного взноса следует учитывать в составе прочих расходов от профессиональной деятельности.
Суммы вступительных взносов, уплаченные арбитражными управляющими с целью принятия их в члены саморегулируемой организации, а также суммы ежеквартальных (годовых) взносов, уплачиваемых в саморегулируемую организацию, по нашему мнению, также следует рассматривать в числе обязательных платежей и учитывать в составе профессиональных расходов арбитражных управляющих при исчислении единого социального налога с сумм доходов от их деятельности.
2. В соответствии с пунктом 1 статьи 236 Кодекса объектом обложения единым социальным налогом для налогоплательщиков — лиц, производящих выплаты физическим лицам, признаются выплаты и иные вознаграждения, начисляемые налогоплательщиками в пользу физических лиц по трудовым и гражданско-правовым договорам, предметом которых является выполнение работ, оказание услуг (за исключением вознаграждений, выплачиваемых индивидуальным предпринимателям), а также по авторским договорам.
Согласно пункту 1 статьи 237 Кодекса при определении налоговой базы налогоплательщиком, производящим выплаты в пользу физических лиц, учитываются любые выплаты и вознаграждения (за исключением сумм, указанных в статье 238 Кодекса), вне зависимости от формы, в которой осуществляются данные выплаты.
В подпункте 2 пункта 1 статьи 238 Кодекса приведен перечень компенсационных выплат, устанавливаемых законодательством Российской Федерации, законодательными актами субъектов Российской Федерации, решениями представительных органов местного самоуправления, которые не подлежат налогообложению единым социальным налогом (в пределах норм, установленных в соответствии с законодательством). Данный перечень является исчерпывающим.
Понятие «компенсации» применительно к трудовым отношениям, а также случаи предоставления компенсаций, связанных с выполнением работником своих трудовых обязанностей, установлены Трудовым кодексом Российской Федерации.
В соответствии со статьей 164 Трудового кодекса Российской Федерации компенсацией признаются денежные выплаты, установленные в целях возмещения работникам затрат, связанных с исполнением ими трудовых или иных предусмотренных федеральным законом обязанностей.
Выплата вознаграждения в размере 10 должностных окладов государственным служащим в связи с выходом на пенсию в соответствии со статьей 20 Закона Томской области от 07.12.95 № 228 «О государственной службе в Томской области» не связана с возмещением затрат в связи с выполнением ими трудовых обязанностей.
Таким образом, вознаграждения в размере 10 должностных окладов государственным служащим в связи с выходом на пенсию не являются компенсационными выплатами, перечисленными в статье 238 Кодекса, и подлежат обложению единым социальным налогом в общеустановленном порядке.
3. Объектом обложения единым социальным налогом для налогоплательщиков — лиц, производящих выплаты физическим лицам, согласно пункту 1 статьи 236 Кодекса признаются выплаты и иные вознаграждения, начисляемые налогоплательщиками в пользу физических лиц, в частности по трудовым договорам.
Вместе с тем отдельные выплаты, непосредственно не связанные с выполнением текущих трудовых обязанностей работника, особыми условиями его труда у работодателя, с которым он в данный момент состоит в трудовых отношениях, и установленные законодательством Российской Федерации (работникам-донорам; работникам, исполняющим государственные или общественные обязанности; работникам, подвергшимся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС, и так далее), работодатели обязаны начислять вне зависимости от наличия соответствующего положения в трудовом договоре. Поэтому данные выплаты не могут являться объектом обложения единым социальным налогом.
В то же время ряд выплат работникам (материальная помощь к отпуску, в связи с рождением ребенка и так далее) устанавливается самим работодателем и отражается в положениях трудового договора. В таком случае подобные выплаты будут являться объектом обложения единым социальным налогом с учетом пункта 3 статьи 236 Кодекса.
ДИРЕКТОР ДЕПАРТАМЕНТА И. ТРУНИН