Организации вынуждены платить за так называемое вредное воздействие на окружающую природную среду. Правовая природа таких платежей и их законность обсуждались высшими судебными инстанциями, которые так и не пришли к единому мнению. Нормативная база этой сферы объемна и противоречива. Попробуем все же разобраться в ней.
Годы «беззакония»
Закон РСФСР от 19.12.91 № 2060-1 «Об охране окружающей природной среды» делегировал Правительству РФ право установить порядок определения платы и ее предельных размеров за пользование природными ресурсами, загрязнение окружающей природной среды, размещение отходов, другие виды вредного воздействия. Это вполне соответствовало законодательной практике советского периода, когда исполнительная власть наделялась чрезвычайно широкими полномочиями, в том числе и в финансовой сфере. При этом вышеназванный Закон даже не установил общие принципы таких фискальных платежей.
Порядок определения платы и ее предельных размеров за загрязнение окружающей среды, размещение отходов, другие виды вредного воздействия (далее — Порядок) был утвержден Постановлением Правительства РФ от 28.08.92 № 632. Этот небольшой по объему нормативный акт можно охарактеризовать как чрезвычайно неконкретный. Дело в том, что высший орган исполнительной власти фактически не выполнил поручение законодателя, делегировав решение многих вопросов различным министерствам и ведомствам, которые вразнобой стали «сочинять» подзаконные нормативные акты.
В почти первозданном виде Порядок дошел до наших дней, хотя Закон, на основании которого он был принят, давно утратил силу. Через 10 лет был принят Закон от 10.01.2002 № 7-ФЗ «Об охране окружающей среды» (далее — Закон), который отличается от своего предшественника не только названием, но и содержанием. Так, его ст. 16 предусматривает, что порядок исчисления и взимания платы устанавливается законодательством РФ. Однако до настоящего времени проект федерального закона «О плате за негативное воздействие на окружающую среду» все еще обсуждается в Государственной Думе. Об этом проекте мы еще поговорим.
Необходимо также обратить внимание на действующие Закон от 24.06.98 № 89-ФЗ «Об отходах производства и потребления» и Закон от 04.05.99 № 96-ФЗ «Об охране атмосферного воздуха».
Принятый на основании давно не действующего Закона (и продолжая ссылаться на него) Порядок не учитывает специфику этих правовых актов.
Фемида «раздвоилась»
В
Согласно ст. 57 Конституции РФ каждый обязан платить законно установленные налоги и сборы. В силу п. 5 ст. 3 НК РФ они устанавливаются, изменяются или отменяются данным Кодексом. Ни на кого не может быть возложена обязанность уплачивать налоги и сборы, а также иные взносы и платежи, обладающие установленными Налоговым кодексом РФ признаками налогов или сборов, не предусмотренные им либо установленные в ином порядке, чем это определено данным Кодексом.
Из содержания ст. 17 НК РФ следует, что налог, взимаемый в федеральный бюджет, может считаться законно установленным лишь в том случае, когда непосредственно в самом федеральном законе определены его плательщики и элементы налогообложения, к которым относятся: объект обложения, налоговая база, налоговые период и ставка, порядок и сроки уплаты налога.
Плата за загрязнение окружающей природной среды по своей правовой природе обладает всеми признаками налога, перечисленными в ст. 8 НК РФ. Она обязательна, индивидуально безвозмездна, представляет собой отчуждение денежных средств плательщика для финансирования государства. То обстоятельство, что такая плата относится к федеральным налогам, представители Правительства РФ признали в письменном отзыве на заявление, а также в объяснениях в судебном заседании. Кроме того, это подтверждается тем, что плата содержится в разделе налоговых доходов бюджета в Бюджетной классификации Российской Федерации и имеет код, соответствующий подгруппе платежей за пользование природными ресурсами группы налоговых доходов. В федеральном бюджете она включена в перечень федеральных налогов и сборов.
Между тем в нарушение ст. 17 НК РФ все существенные элементы данного налогового платежа установлены не федеральным законом, а Постановлением Правительства РФ и нормативными актами федеральных органов исполнительной власти.
С учетом изложенного Верховный Суд РФ признал оспариваемые Постановление и Порядок незаконными (недействующими), как не соответствующие налоговому законодательству и нарушающие права заявителя.
Однако с такой позицией не согласился Конституционный Суд РФ, что следует из его Определения от 10.12.2002 № 284-О, вынесенного по запросу Правительства РФ о проверке конституционности его Постановления об утверждении Порядка. Было признано, что оно сохраняет силу и подлежит применению судами, другими органами и должностными лицами как не противоречащее Конституции РФ и любое иное истолкование данного нормативного акта, в том числе судами общей юрисдикции, исключается. В обоснование своей позиции КС РФ привел, в частности, следующие доводы.
По смыслу Закона платежи за различные виды негативного воздействия на окружающую среду взимаются за предоставление субъектам хозяйственной и иной деятельности права производить в пределах допустимых нормативов выбросы и сбросы веществ и микроорганизмов, размещать отходы. Они уплачиваются во исполнение финансово-правовых обязательств и представляют собой форму возмещения экономического ущерба от негативного воздействия, носят компенсационный характер и должны устанавливаться на основе принципа эквивалентности. Это плата, внесение которой является необходимым условием получения юридическими лицами и индивидуальными предпринимателями права осуществлять хозяйственную и иную деятельность, оказывающую негативное воздействие на окружающую среду. Она определяется в качестве индивидуально-возмездного платежа на основе дифференцированных нормативов, с тем чтобы обеспечить возмещение ущерба и затрат на охрану среды и ее восстановление.
Изложенное свидетельствует о том, что данные платежи не обладают рядом признаков, присущих налоговому обязательству. Поэтому на них не может быть распространен вытекающий из ст. 57, 71, 75 Конституции РФ критерий правомерности налоговых платежей, в соответствии с которым они могут считаться законно установленными лишь при условии, что все их существенные элементы определены непосредственно федеральным законом.
Интересно отметить, что судья Конституционного Суда РФ, не согласившись со своими коллегами, представил свое особое мнение. Наряду с противостоянием высших судов разных «ветвей» это свидетельствует о спорности обсуждаемого Определения. Тем не менее Правительство РФ одержало победу над «загрязнителями», радость которых была очень недолгой. Поэтому анализ нормативных актов, регулирующих взимание платежей за негативное воздействие на окружающую среду, остается по-прежнему актуальной задачей.
Словам тесно, а фантазии просторно…
Вот основные положения Порядка, который, как указано в нем в соответствии с принятой тогда терминологией, распространяются на предприятия, учреждения, организации, иностранных юридических и физических лиц, осуществляющих любые виды деятельности на территории России, связанные с природопользованием.
Этот нормативный акт предусматривает взимание платы за следующие виды вредного воздействия на окружающую среду:
· выброс в атмосферу загрязняющих веществ от стационарных и передвижных источников;
· сброс загрязняющих веществ в поверхностные и подземные водные объекты;
· размещение отходов;
· другие виды вредного воздействия (шум, вибрация, электромагнитные и радиационные воздействия и т.п.).
Обратим внимание на выделенное нами жирным курсивом сокращение. Оно свидетельствует о том, что приведенный перечень не является исчерпывающим. Поэтому подзаконными нормативными актами могут устанавливаться платежи за виды воздействия на окружающую среду, прямо не предусмотренные Порядком. С правомерностью такой «вольной» формулировки вряд ли можно согласиться.
Порядок устанавливает два вида базовых нормативов платы:
· за выбросы, сбросы загрязняющих веществ, размещение отходов, другие виды вредного воздействия в пределах допустимых нормативов;
· за аналогичные виды воздействия на окружающую среду в пределах установленных лимитов (временно согласованных нормативов).
Из формулировки приведенных положений можно предположить, что действия хозяйствующих субъектов как в первом, так и во втором случаях являются правомерными, если они не выходят за рамки этих базовых нормативов. Поэтому налоговые последствия таких действий должны быть одинаковыми. Однако чиновники с этим выводом не согласны, на чем мы еще остановимся.
Базовые нормативы платы устанавливаются по каждому ингредиенту загрязняющего вещества (отхода), виду вредного воздействия с учетом степени опасности их для окружающей природной среды и здоровья населения. А для отдельных регионов и бассейнов рек устанавливаются коэффициенты к этим нормативам, учитывающим экологические факторы — природно-климатические особенности территорий и значимость природных и социально-культурных объектов. Дифференцированные ставки платы определяются умножением базовых нормативов на данные коэффициенты.
СПРАВКА
Постановлением Правительства РФ от 12.06.2003 № 344 утверждены:
· нормативы платы за выбросы в атмосферный воздух загрязняющих веществ стационарными источниками;
· нормативы платы за сбросы загрязняющих веществ в поверхностные и подземные водные объекты;
· нормативы за размещение отходов производства и потребления;
· коэффициенты, учитывающие экологические факторы (состояние атмосферного воздуха и почвы), по территориям экономических районов России;
· коэффициенты, учитывающие экологические факторы (состояние водных объектов), по бассейнам морей и рек.
· Плата устанавливается в рублях за выброс, сброс загрязняющих веществ, а также размещение отходов в зависимости от их количества, измеряемого в тоннах, их вида. Нормативы платы за размещение отходов производства и потребления в пределах лимитов применяются с использованием льготных коэффициентов:
· коэффициент 0,3 — при размещении отходов на специализированных полигонах и промышленных площадках, оборудованных в соответствии с установленными требованиями и расположенных в пределах промышленной зоны источника негативного воздействия;
· коэффициент 0 — при размещении в соответствии с установленными требованиями отходов, подлежащих временному накоплению и фактически использованных (утилизированных) в течение 3 лет с момента размещения в собственном производстве согласно технологическому регламенту или переданных для использования в течение этого срока.
Следует также отметить, что законами о федеральном бюджете устанавливаются коэффициенты, которые применяются к нормативам платы за негативное воздействие на окружающую среду.
Согласно Порядку плата за загрязнение в размерах, не превышающих установленные природопользователю предельно допустимые нормативы, определяется путем умножения соответствующих ставок платы на величину видов загрязнения и суммирования полученных произведений по их видам. А плата за загрязнение в пределах установленных лимитов определяется путем умножения соответствующих ставок платы на разницу между лимитными и предельно допустимыми выбросами, сбросами загрязняющих веществ, объемами размещения отходов, уровнями вредного воздействия и суммирования полученных произведений по видам загрязнения. При сверхлимитном загрязнении плата определяется путем умножения соответствующих ставок в пределах установленных лимитов на величину их превышения, суммирования полученных произведений по видам загрязнения и умножения этих сумм на пятикратный повышающий коэффициент.
У природопользователя должно быть соответствующее разрешение на выброс, сброс загрязняющих веществ, размещение отходов. При его отсутствии вся масса загрязняющих веществ учитывается как сверхнормативная.
Первоначально предусматривалось безакцептное взыскание платежей с природопользователей. Однако Решением ВС РФ от 12.02.2003 № ГКПИ 03-49 такой порядок взыскания был признан неправомерным.
Постановлением Правительства РФ от 31.12.95 № 1310 предусмотрено, что порядок взимания платы за сброс сточных вод и загрязняющих веществ в системы канализации населенных пунктов с предприятий и организаций определяют органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации. Они же должны предусматривать меры экономического воздействия за ущерб, наносимый системам канализации и окружающей среде, в том числе за превышение нормативов сброса. В этом же Постановлении говорится о взимании с абонентов средств за услуги по приему сточных вод и загрязняющих веществ в системы канализации и заключении договоров на их отведение. Данный нормативный акт, пытающийся одним махом урегулировать правоотношения разных видов, как нельзя лучше свидетельствует о бессистемном подходе к вопросам природопользования.
Государство дает добро
Обсудим порядок получения разрешений, позволяющих хозяйствующим субъектам воздействовать на окружающую среду на законном основании.
Сбросы
Согласно Инструкции об организации выдачи разрешений на сбросы загрязняющих веществ в окружающую среду (водные объекты), утвержденной Приказом Ростехнадзора от 10.07.2006 № 675, заявитель должен представить в территориальный орган данного ведомства:
· заявление о выдаче разрешения на сброс, в котором указываются: полное и сокращенное наименование заявителя, место нахождения, государственный регистрационный номер записи о создании юридического лица и данные документа, подтверждающие факт внесения сведений о нем в Единый государственный реестр юридических лиц. Индивидуальный предприниматель должен указать: фамилию, имя и отчество, место жительства, паспортные данные, данные документа, подтверждающего факт внесения сведений о нем в Единый государственный реестр предпринимателей;
· сведения о местонахождении каждого выпуска сточных и (или) дренажных вод с указанием наименований водных объектов, в которые осуществляется сброс;
· карту-схему расположения выпусков вод;
· утвержденные в установленном порядке нормативы допустимых сбросов и (или) лимиты на сбросы для каждого выпуска вод;
· данные о среднегодовом расходе вод отдельно по каждому их выпуску.
Для принятия решения о выдаче разрешения при установленных лимитах на сбросы также рассматриваются представленные заявителем планы снижения сбросов, согласованные соответствующими органами исполнительной власти, с поэтапным достижением нормативных значений допустимых сбросов.
Требовать от заявителя представления иных документов не допускается.
В выдаваемых разрешениях устанавливаются количества загрязняющих веществ, допускаемых к сбросу в водные объекты отдельно по каждому выпуску вод:
· в пределах утвержденных нормативов допустимых сбросов;
· в пределах установленных лимитов на сбросы.
Представленные документы должны рассматриваться в месячный срок, после чего территориальным органом принимается решение о выдаче разрешения либо заявитель в письменной форме уведомляется об отказе в его выдаче. Основанием для отказа является наличие в представленных документах недостоверной или искаженной информации. При этом такой отказ должен быть мотивированным. По нашему мнению, отказ в выдаче разрешения может быть обжалован в судебном порядке.
При наличии утвержденных нормативов допустимых сбросов разрешение выдается на срок действия этих нормативов, а при наличии установленных лимитов — на один год с даты выдачи разрешения.
Действие разрешения на сброс может быть приостановлено в следующих случаях:
· неоднократное (более двух раз) превышение (более чем в три раза) допустимой концентрации любого из указанных в разрешении загрязняющих веществ;
· сброс веществ, которые не включены в нормативы или лимиты на сбросы;
· отсутствие производственного экологического контроля за качеством и количеством вод;
· невыполнение в предусмотренные сроки плана снижения сбросов.
При устранении нарушений, в связи с которыми действие решения было приостановлено, его действие возобновляется.
Выбросы
Порядок выдачи разрешений на выбросы вредных (загрязняющих) веществ в атмосферный воздух утвержден Приказом Ростехнадзора от 19.02.2007 № 84. Такими разрешениями устанавливаются количества вредных (загрязняющих) веществ, допускаемых к выбросу в атмосферный воздух хозяйствующим субъектом по каждой отдельной производственной территории:
· в пределах установленных нормативов предельно допустимых выбросов;
· в пределах установленных временно согласованных выбросов.
При этом разрешение выдается хозяйствующему субъекту в целом или по его отдельным производственным территориям. Для его получения необходимо представить:
· заявление, в котором помимо общих сведений, указываемых в заявлении на выдачу разрешения на сбросы, необходимо также указать идентификационный номер налогоплательщика и сведения о месте нахождения отдельной производственной территории;
· утвержденные в установленном порядке нормативы предельно допустимых выбросов для каждого конкретного стационарного источника выбросов: хозяйствующего субъекта в целом (включая его отдельные производственные территории) или по отдельным производственным территориям;
· установленные временно согласованные выбросы для каждого конкретного стационарного источника выбросов: хозяйствующего субъекта в целом (включая его отдельные производственные территории) или по отдельным производственным территориям.
· Если заявителю установлены временно согласованные выбросы, то он должен представить утвержденные в установленном порядке план уменьшения выбросов и сроки поэтапного достижения нормативов предельно допустимых выбросов, а также отчет о выполнении завершающих этапов этого плана. Требовать представления иных документов органы Ростехнадзора не вправе.
· Срок рассмотрения представленных документов — один месяц. Основанием для отказа в выдаче разрешения является:
· наличие в документах недостоверной или искаженной информации;
· невыполнение плана уменьшения выбросов с целью поэтапного достижения нормативов предельно допустимых выбросов.
Если хозяйствующему субъекту установлены указанные нормативы, то разрешение выдается на срок их действия. При установлении ему временно согласованных выбросов срок действия разрешения — один год с даты его выдачи. Для хозяйствующих субъектов, осуществляющих ввод в эксплуатацию новых или реконструируемых объектов со стационарными источниками выбросов, при наличии нормативов предельно допустимых выбросов, установленных в составе утвержденной проектной документации, разрешение выдается на срок достижения проектных показателей, но не более двух лет.
Действие разрешения может быть приостановлено в случаях:
· превышения фактического выброса над нормативным значением с учетом погрешности измерения;
· наличия выбросов веществ, которые не включены в нормативы в случае пятикратного превышения предельно допустимых выбросов по данному веществу в районе предприятия;
· отсутствия производственного контроля за охраной атмосферного воздуха.
Действие разрешения возобновляется при устранении указанных нарушений.
Если нормативы предельно допустимых выбросов будут признаны недействительными, разрешение аннулируется.
Необходимо также обратить внимание на новый нормативный акт, который объединяет описание процедур выдачи разрешений на сбросы и выбросы. Это Инструкция об организации работы Федеральной службы по экологическому, технологическому и атомному надзору по выдаче разрешений на выбросы и сбросы загрязняющих веществ, устанавливающих лимиты на выбросы и сбросы, утвержденная Приказом Ростехнадзора от 20.02.2007 № 87.
Документация в отношении сбросов и выбросов разрабатывается, в частности, на основании следующих нормативных актов:
· Порядка разработки и утверждения экологических нормативов выбросов и сбросов загрязняющих веществ в окружающую природную среду, лимитов использования природных ресурсов, размещения отходов, утвержденного Постановлением Правительства РФ от 03.08.92 № 545;
· Положения о нормативах выбросов вредных (загрязняющих) веществ в атмосферный воздух и вредных физических воздействий на него, утвержденного Постановлением Правительства РФ от 02.03.2000 № 183.
Отходы
СПРАВКА
Законом от 24.06.98 № 89-ФЗ определены следующие понятия:
· отходы производства и потребления — остатки сырья, материалов, полуфабрикатов, иных изделий или продуктов, которые образовались в процессе производства или потребления, а также товары (продукция), утратившие свои потребительские свойства;
· опасные отходы — отходы, которые содержат вредные вещества, обладающие опасными свойствами (токсичностью, взрывоопасностью, пожароопасностью, высокой реакционной способностью) или содержащие возбудителей инфекционных болезней, либо которые могут представлять непосредственную или потенциальную опасность для окружающей природной среды и здоровья человека самостоятельно или при вступлении в контакт с другими веществами;
· размещение отходов — их хранение и захоронение.
Федеральный классификационный каталог отходов утвержден Приказом МПР РФ от 02.12.2002 № 786. Это перечень образующихся отходов, систематизированных по совокупности приоритетных признаков: происхождению, агрегатному и физическому состоянию, опасным свойствам, степени вредного воздействия на окружающую природную среду.
Деятельность по обращению с опасными отходами подлежит лицензированию. Она осуществляется согласно Инструкции по организации лицензирования деятельности по сбору, использованию, обезвреживанию, транспортировке, размещению опасных отходов в центральном аппарате Федеральной службы по экологическому, технологическому и атомному надзору, утвержденной Приказом Ростехнадзора от 25.10.2006 № 940.
Юридические лица и индивидуальные предприниматели, осуществляющие деятельность в области обращения с отходами, должны разрабатывать проекты образования отходов и лимитов на их размещение. Правила их разработки утверждены Постановлением Правительства РФ от 16.06.2000 № 461.
Норматив образования отходов определяет установленное количество отходов конкретного вида при производстве единицы продукции.
Лимиты на размещение отходов разрабатываются в соответствии с нормативами предельно допустимых вредных воздействий на окружающую среду, количеством, видом и классами опасности образующихся отходов и площадью (объемом) объекта их размещения. Они устанавливают предельно допустимое количество отходов конкретного вида, которые разрешается размещать определенным способом на установленный срок в объектах их размещения с учетом экологической обстановки данной территории.
Для утверждения лимитов необходимо представить:
· заявление с указанием наименования и организационно-правовой формы юридического лица, места его нахождения, наименования банка и номера расчетного счета. Индивидуальные предприниматели указывают свои паспортные данные;
· если речь идет об опасных отходах — копию лицензии на осуществление деятельности по сбору, использованию, обезвреживанию, транспортировке, размещению таких отходов;
· проект расчета нормативов образования отходов и лимитов на их размещение по установленной форме;
· свидетельство о регистрации объекта размещения отходов в государственном реестре таких объектов.
Документы рассматриваются в месячный срок, по истечении которого принимается решение об утверждении лимитов на размещение отходов или о возвращении их на доработку с указанием причин отказа. По нашему мнению, такой отказ может быть обжалован в судебном порядке.
Лимиты устанавливаются сроком на пять лет при условии ежегодного подтверждения организациями и предпринимателями неизменности производственного процесса и используемого сырья. Если за месяц до окончания отчетного года такое подтверждение представлено не будет — лимит аннулируется. В этом случае для его утверждения потребуется заново пройти всю процедуру.
Методические указания по разработке проектов нормативов образования отходов и лимитов на их размещение утверждены Приказом МПР РФ от 11.03.2002 № 115.
Кто платит за отходы
Сбросы и выбросы — это непосредственное воздействие на окружающую среду. Поэтому и не возникает вопроса о том, кто должен платить за их осуществление, в качестве плательщика выступает хозяйствующий субъект, производящий сбросы или выбросы. В отношении отходов такой вопрос возникает. Ведь организации и индивидуальные предприниматели зачастую не сами размещают свои отходы, а пользуются услугами специализированных организаций.
Чиновники полагали, что субъект, от деятельности которого образуются отходы, как правило, должен уплачивать соответствующие платежи. Такую позицию они обосновывали тем, что лицам, имеющим так называемое первичное накопление отходов, на практике трудно обеспечить их моментальный вывоз со своей территории. При этом арбитражная практика была противоречивой.
Ясность в данный вопрос внесло Письмо Ростехнадзора от 23.12.2005 № СС-47/145 «О плате за негативное воздействие в отношении отходов». В нем разъясняется, в частности, следующее.
Согласно Порядку плата взимается с лица, осуществляющего размещение отходов. Следовательно, для целей определения плательщика является приоритетным вопрос определения субъекта, осуществляющего размещение отходов. В качестве такого субъекта может выступать собственник отходов или лицо, осуществляющее размещение по поручению собственника. Вопросы определения лица, от имени которого размещаются отходы, должны решаться с учетом положений Гражданского кодекса РФ.
В случае если размещение отходов производств и потребления осуществляется от лица собственника данных отходов, все права и обязанности возникают у принципала (доверителя).
Если отходы размещаются от лица комиссионера, приобретает права и становится обязанным комиссионер, хотя бы комитент и был назван в сделке или вступил с третьим лицом в непосредственные отношения по ее исполнению. В данном случае комиссионер является плательщиком и должен уплачивать плату за весь объем размещаемых отходов.
С такими разъяснениями следует согласиться.
«Рулевой» устанавливает правила
Парадокс заключается в том, что порядок исчисления федеральных платежей, которые Верховный Суд РФ признал налоговыми, во многом определяется ведомственными документами. Некоторые из них мы уже назвали и обсудили. Сроки их уплаты в настоящее время также установлены подзаконным нормативным актом. Это Приказ Ростехнадзора от 08.06.2006 № 557 «Об установлении сроков уплаты платы за негативное воздействие на окружающую среду». Согласно данному Приказу:
· срок уплаты таких платежей, подлежащих уплате по итогам отчетного периода, — не позднее 20-го числа месяца, следующего за отчетным периодом;
· отчетным периодом признается календарный год.
В Письме Ростехнадзора от 04.09.2006 № 04-09/626, в частности, разъясняется, что в соответствии с Законом от 23.12.2004 № 174-ФЗ «О федеральном бюджете на 2005 год» территориальные органы Ростехнадзора с 1 января 2005 года являются администраторами платы за негативное воздействие на окружающую среду и осуществляют функции по контролю за правильностью начисления, своевременностью и полнотой уплаты сумм платы, а также взысканию задолженности по плате в бюджет. Согласно ст. 196 ГК РФ общий срок исковой давности составляет три года. Следовательно, разъясняется в Письме, правомерной будет являться проверка правильности начисления платы и доначисления соответствующих сумм за предыдущие три года.
Отметим, что Законом от 19.12.2006 № 238-ФЗ «О федеральном бюджете на 2007 год» Федеральная служба по экологическому, технологическому и атомному надзору также признана администратором платы за негативное воздействие на окружающую среду, являющейся доходом федерального бюджета. Код Бюджетной классификации этой платы: 498 1 12 01000 01 0000 120.
Суммы платежей подлежат зачислению в полном объеме на счета территориальных органов Федерального казначейства с последующим распределением между уровнями бюджетной системы Российской Федерации. Бюджетным кодексом РФ установлены следующие нормативы распределения платы за негативное воздействие на окружающую среду:
· 20% — в федеральный бюджет;
· 40% — в бюджеты субъектов РФ;
· 40% — в бюджеты муниципальных районов и городских округов.
В бюджеты городов Москвы и Санкт-Петербурга поступает 80% таких платежей.
СПРАВКА
Согласно ст. 8.41 КоАП РФ невнесение в установленные сроки платы за негативное воздействие на окружающую среду влечет наложение административного штрафа на должностных лиц в размере от тридцати до шестидесяти МРОТ; на юридических лиц — от пятисот до одной тысячи МРОТ
Налоговые проблемы
Согласно подп. 7 п. 1 ст. 254 НК РФ к материальным расходам, в частности, относятся платежи за предельно допустимые выбросы (сбросы) загрязняющих веществ в природную среду и другие аналогичные расходы.
Пунктом 4 ст. 270 НК РФ предусмотрено, что при определении налоговой базы не учитываются, в частности, расходы в виде суммы платежей за сверхнормативные выбросы загрязняющих веществ в окружающую среду.
Возникает вопрос: можно ли учитывать платежи за загрязнения окружающей среды в пределах временно согласованных нормативов в составе расходов, уменьшающих базу по налогу на прибыль? Чиновники отвечают на данный вопрос отрицательно. В Письме Минфина РФ от 01.12.2005 № 03-03-04/403 разъясняется, в частности, следующее.
Согласно Порядку устанавливаются два вида базовых нормативов платы:
· за выбросы, сбросы загрязняющих веществ, размещение отходов, другие виды вредного воздействия в пределах допустимых нормативов;
· за то же воздействие на окружающую среду в пределах установленных лимитов (временно согласованных нормативов).
Статьей 23 Закона определено, что лимиты на выбросы и сбросы на основе разрешений, действующих только в период проведения мероприятий по охране окружающей среды, внедрения наилучших существующих технологий и (или) реализации других природоохранных проектов, с учетом поэтапного достижения установленных нормативов допустимых выбросов и сбросов, могут устанавливаться при невозможности соблюдения нормативов допустимых выбросов и сбросов. Установление лимитов допускается только при наличии планов снижения выбросов и сбросов, согласованных с соответствующими органами.
Поэтому, полагают чиновники, при определении базы по налогу на прибыль в составе материальных расходов могут быть учтены только платежи за выбросы, сбросы загрязняющих веществ, размещение отходов, другие виды вредного воздействия в пределах допустимых нормативов.
По нашему мнению, Минфин РФ в данном случае не прав.
Прежде всего следует обратить внимание на то, что в п. 4 ст. 270 НК говорится только о выбросах. О сбросах и отходах в данной норме не упоминается вообще. Поэтому данная норма на эти виды воздействия на окружающую среду не должна распространяться.
Из формулировки соответствующей нормы Порядка следует, что лимиты являются временно согласованными нормативами. В п. 4 ст. 270 НК РФ говорится о сверхнормативных выбросах. Однако из данного пункта не следует, что в нем имеются в виду только «постоянные» нормативы.
Необходимо также отметить, что в отношении отходов понятие «нормативы» применяется в ином значении, нежели в отношении сбросов и выбросов. Для отходов утверждаются только лимиты, которые рассчитываются исходя из нормативов. Это следует из обсужденных нами нормативных актов.
Согласно п. 7 ст. 3 НК РФ все неустранимые сомнения, противоречия и неясности актов законодательства о налогах и сборах толкуются в пользу налогоплательщика (плательщика сборов). С учетом данной нормы следует признать, что к платежам за предельно допустимые выбросы (сбросы) и другим аналогичным расходам следует относить платежи за все виды воздействия на окружающую среду как в пределах нормативов, так и в пределах установленных лимитов.
Арбитражная практика в отношении данного вопроса противоречива. Приведем пример, когда суд поддержал позицию налогоплательщика. Его аргументация, правда, не была столь развернута. Из Постановления ФАС Северо-Западного округа от 10.12.2004 № А13-5341/04-21 следует, что ОАО были доначислены налог на прибыль и пени в связи с тем, что общество отнесло на расходы платежи за выбросы в пределах установленных лимитов. Проанализировав нормы Закона и Порядка суд указал, что платежи за загрязнение окружающей среды в пределах временно согласованных нормативов являются платежами, аналогичными платежам в пределах допустимых нормативов, и не являются сверхлимитными. Следовательно, они подлежат включению в состав расходов на основании подп. 7 п. 1 ст. 254 НК РФ. В данном случае положения ст. 270 НК РФ, на которые ссылается инспекция, неприменимы.
Следует также привести разъяснения чиновников о возможности отнесения затрат по оплате услуг сторонней специализированной организации, выполняющей разработку нормативов для расчета платы за негативное воздействие на окружающую среду, на расходы. В Письме Минфина РФ от 06.05.2006 № 03-03-04/2/133 дается на данный вопрос положительный ответ. В нем, в частности, указывается следующее. Законодательством предусмотрена обязанность организаций осуществлять разработку данных нормативов. В том случае если хозяйствующий субъект заключает гражданско-правовой договор со сторонней организацией, согласно которому перепоручает ей осуществление вышеназванных действий, расходы по уплате таких услуг являются обоснованными и на основании подп. 3 п. 1 ст. 264 НК РФ учитываются в целях налогообложения прибыли.
Станут ли платежи законными?
Мы уже упоминали о том, что в настоящее время в Государственной Думе идет работа над проектом федерального закона «О плате за негативное воздействие на окружающую среду» (далее — Проект). Приведем его отдельные положения, которые являются наиболее принципиальными.
Плата определяется как неналоговый платеж, исчисляемый юридическими лицами и индивидуальными предпринимателями и взимаемый с этих лиц при осуществлении ими хозяйственной или иной деятельности, оказывающей воздействие на окружающую среду в пределах допустимых нормативов и (или) при их превышении.
В статье 2 Проекта дается определение понятию «допустимые нормативы». Это нормативы допустимых выбросов и сбросов загрязняющих веществ в окружающую среду, установленные в соответствии с определенным типом системы нормирования такого воздействия, используемой хозяйствующим субъектом для целей начисления и взимания платы. При этом лимиты или временные нормативы, в отношении которых ведутся споры, в данной статье не упоминаются.
Статьей 8 Проекта предусмотрена постановка на учет в качестве плательщика. Она осуществляется:
· по месту нахождения стационарных источников воздействия на окружающую среду;
· по месту государственной регистрации (постоянной и временной) передвижных источников воздействия;
· по месту государственной регистрации (постоянной и временной) при осуществлении хозяйственной деятельности в пределах внутренних морских вод, территориального моря, континентального шельфа и исключительной экономической зоны.
Согласно ст. 12 Проекта ставки платы за выбросы, сбросы загрязняющих веществ и за размещение отходов производства и потребления, а также перечень загрязняющих веществ, используемый для целей исчисления и взимания платы, устанавливаются Правительством РФ. При этом ставки за размещение отходов, относящихся к категории вторичных материальных ресурсов, применяются с коэффициентом 0 при временном, не более трех лет, хранении их на специализированных объектах, обустроенных и эксплуатируемых в соответствии с установленными требованиями, в целях последующего использования, обезвреживания или захоронения.
Статьей 14 Проекта определено, что плата относится к материальным расходам, связанным с производством и реализацией, которые учитываются в целях налогообложения при исчислении налога на прибыль организаций в соответствии с налоговым законодательством.
Предусмотрена декларация о плате. Согласно ст. 16 Проекта она представляет собой заявление плательщика, в котором указываются виды негативного воздействия на окружающую среду, значение установленных допустимых нормативов, значение планируемого негативного воздействия, фактическое значение такого воздействия за истекший период, а также расчет платы, подлежащей перечислению в соответствующий бюджет.
Хотя плата за негативное воздействие и признается неналоговым платежом, однако связанные с ней правоотношения содержат элементы, присущие налогообложению.
Зная медлительность российских законодателей, вряд ли можно ожидать скорого вступление в силу этого закона. Однако будем рассчитывать на то, что его принятие снимет некоторые проблемы плательщиков.