После оглашения Постановления Конституционного Суда РФ от 22.03.2007 (см. «ЭЖ» № 11 за
Вкратце напомним суть Постановления, вынесенного КС РФ. В нем сказано, что норма о максимальном размере пособия по беременности и родам, установленная ч. 1 ст. 13 Федерального закона «О бюджете Фонда социального страхования РФ на
Поэтому Федеральному Собранию РФ предписано в течение 6 месяцев внести в действующее законодательство изменения, вытекающие из смысла Постановления КС РФ.
Большая часть журналистов сделала из этого вывод, что теперь депутаты должны просто приравнять размер пособия, которое получит молодая мама, к ее средней зарплате за последние 12 месяцев. На самом же деле в Постановлении сказано, что государство должно установить более справедливую соразмерность между заработком и пособием. А само по себе установление предельного размера пособия не нарушает конституционных прав граждан.
Конституционные судьи сослались на ратифицированную Советским Союзом Конвенцию Международной организации труда от 28.06.52 № 103 «Об охране материнства», по которой пособие не должно быть меньше 2/3 заработка женщины. Но при этом Конвенция МОТ от 28.06.52 № 102 «О минимальных нормах социального обеспечения» допускает установление максимальных пределов заработка, учитываемого при исчислении пособия.
К тому же расчеты показывают, что увеличение размера пособий по беременности и родам сильно ударит по государственным финансам. В
Так что если государство не установит вообще никаких ограничений при выплате пособий, то Постановление КС РФ от 22.03.2007 поставит жирный крест на планах руководства ФСС. В прессе уже появились оценки, согласно которым, для того чтобы увеличить пособия тем 20 тыс. женщин, которых коснется Постановление, казне придется изыскать дополнительные 907 млн руб.
Уже появились предположения о том, как государство будет лимитировать размеры пособий. Например, для исчисления пособий может быть установлена определенная шкала. При заработке до 16 тыс. руб. пособие составит 100% зарплаты, при заработке от 16 до 25 тыс. руб. — 80% и так далее.
Однако подобное ограничение выплат роженицам плохо согласуется с попытками государства улучшить демографическую ситуацию. Получается, что одной рукой государство дает матерям деньги (материнский капитал и т. п.), а другой — отбирает. Кстати, Постановление от 22.03.2007 может отразиться не только на размерах пособий по беременности и родам. Как мы уже сказали, государству придется бороться с дефицитом бюджета ФСС.
Фонд социального страхования «питается» за счет поступлений от единого социального налога. Поэтому неудивительно, что первой же реакцией народных избранников на принятое конституционными судьями Постановление стало предложение отменить регрессивную шкалу ЕСН, обязав всех работодателей платить 26% с фонда оплаты труда. С таким заявлением выступил председатель думского Комитета по социальной политике А. Исаев.
Так что Постановление КС РФ от 22.03.2007 может иметь далеко идущие последствия.
К сведению
Установленный Конституционным Судом принцип начисления пособия по беременности и родам большинство рожениц не затронет. По данным ФСС России, большая часть женщин, уходящих в декретный отпуск, зарабатывают от 4780 до 9230 руб.
На молодых мамах, зарабатывавших больше 16 125 руб. в месяц, которые уже получили пособие, Постановление от 22.03.2007 также не отразится. Действие этого документа распространяется только на будущее время (см. Определение Конституционного Суда РФ от 04.12.2000 № 243-О).