Одно из знаковых событий в развитии российского предпринимательства — постепенный переход организаций, ведущих хозяйственную деятельность в России, на Международные стандарты финансовой отчетности (МСФО), давно и успешно применяемые в странах Евросоюза.
Отечественная банковская система в соответствии с постановлениями Банка России перешла на представление отчетности по МСФО еще в январе
Казалось бы, государство должно всячески поддерживать этот процесс. Между тем в Государственной Думе пылится законопроект «О консолидированной финансовой отчетности», разработанный Правительством РФ и принятый в
Но, с другой стороны, именно принятие федерального закона «О консолидированной финансовой отчетности» планировалось как первый этап перехода российского бизнеса на международные стандарты.
Предыстория
В
Тогда же Правительством РФ было запланировано издание перевода на русский язык МСФО и словаря терминов, употребляемых в них, а также вступление в Комитет по Международным стандартам финансовой отчетности. Эта международная неправительственная организация была создана в
Следует, однако, отметить, что реформирование российского бухучета в рамках утвержденной Правительством РФ Программы реформирования бухгалтерского учета в соответствии с МСФО не привело к идентичности системы стандартов российской бухгалтерской отчетности и системы МСФО, так как при разработке национальных стандартов учитывались исторические традиции и специфика российских общественных отношений.
Кому это нужно?
Целью бухгалтерского учета является формирование информации о финансовом положении, финансовых результатах деятельности и изменениях в финансовом положении организаций.
Российскую систему бухучета обвиняют в недостаточной прозрачности и открытости. Но главное даже не это, а то, что невозможно отрицать процессы глобализации, возрастание роли международной интеграции в сфере экономики, развитие хозяйственных связей на внутреннем и внешнем рынках, образование транснациональных корпораций, холдингов, концернов.
При этом корпоративные структуры построены на принципах взаимного инвестирования организаций, входящих в группу взаимосвязанных компаний, переплетения производственных процессов.
Отчетность отдельных организаций такой группы не может дать достаточной информации для анализа функционирования этой группы в целом. Указанную проблему можно решить путем составления сводной (консолидированной) финансовой отчетности на основе МСФО.
В этом случае деятельность главных (материнских) и дочерних компаний рассматривается как деятельность единого хозяйствующего субъекта, в основу консолидированной финансовой отчетности ложатся учетные данные организаций, входящих в группу взаимосвязанных компаний, после исключения взаимных оборотов и других преобразований.
Такие данные позволяют более объективно спрогнозировать будущее развитие той или иной организации, оценить деятельность менеджмента компании и в конечном счете могут послужить основой для принятия экономических решений. А это важно как для планирования деятельности руководством самой компании, так и для ее существующих и потенциальных инвесторов и акционеров.
Так, например, финансовая отчетность по стандартам МСФО позволит сравнивать показатели российских компаний с аналогичными показателями западных конкурентов, что позволит обеспечить сопоставимость информации и возможность осуществления более эффективного стратегического планирования и прогнозирования результатов деятельности организации.
Признанием полезности отчетности, составляемой по МСФО, является и то, что большинство фондовых бирж допускает ее представление иностранными эмитентами для котирования ценных бумаг.
На практике к пониманию пользы составления консолидированной финансовой отчетности пришли уже многие крупные российские организации, в первую очередь нацеленные на получение иностранных инвестиций.
Что дальше?
Законопроект «О консолидированной финансовой отчетности» призван создать правовую базу для составления консолидированной финансовой отчетности по МСФО в России.
Законопроект направлен на установление общих требований по составлению, представлению и публикации консолидированной финансовой отчетности, он не регламентирует конкретную процедуру составления такой отчетности.
Впервые на уровне законодательного акта вводится понятие консолидированной финансовой отчетности. Под ней понимается систематизированная информация, отражающая финансовое положение, финансовые результаты деятельности и изменения финансового положения организаций, рассматриваемых как единый хозяйствующий субъект.
Законопроект затрагивает две категории субъектов хозяйственной деятельности — кредитные организации и иные организации, ценные бумаги которых допущены к обращению на торгах фондовых бирж или иных организаторов торговли на рынке ценных бумаг (это прежде всего входящие во взаимосвязанные группы открытые акционерные общества, ценные бумаги которых котируются на финансовых рынках).
Потенциально в законопроекте заложена возможность распространения действия норм о консолидированной финансовой отчетности и на другие организации. Это возможно, если ее составление будет предусмотрено иными федеральными законами или учредительными документами самой организации.
Предполагается, что консолидированная финансовая отчетность должна составляться на русском языке в соответствии с МСФО наряду с бухгалтерской отчетностью организации, составляемой в соответствии с Федеральным законом от 21.11.96 № 129-ФЗ «О бухгалтерском учете».
Таким образом, составление консолидированной финансовой отчетности на основе МСФО не избавляет организацию от необходимости составления отчетности в соответствии с национальными стандартами бухгалтерской отчетности.
Решение технической стороны вопроса предлагается передать Правительству РФ, которое должно будет разработать порядок признания на территории России Международных стандартов финансовой отчетности и Разъяснений этих стандартов, принимаемых Фондом Комитета по МСФО. Предполагается официальное опубликование МСФО и Разъяснений МСФО на русском языке.
Законопроектом предусмотрено представление годовой консолидированной финансовой отчетности участникам организации, в том числе акционерам, а также в Центральный банк РФ (для кредитных организаций) и в уполномоченный Правительством РФ федеральный орган исполнительной власти (для остальных организаций).
Помимо этого для организаций устанавливается обязанность публикации годовой консолидированной отчетности вместе с аудиторским заключением, формируемым на основе ежегодного обязательного аудита годовой консолидированной отчетности.
Использование консолидированной финансовой отчетности и содержащихся в ней сведений в целях налогового администрирования и налогового контроля законопроект запрещает. Однако данное положение не согласуется с НК РФ, в соответствии с которым налоговый контроль проводится в том числе с помощью проверки данных учета и отчетности (п. 1 ст. 82). В частности, камеральная налоговая проверка проводится на основе не только налоговых деклараций (расчетов) и документов, представленных налогоплательщиком, но и других документов, имеющихся у налогового органа (п. 1 ст. 88). А при выездной проверке налоговики вправе истребовать у проверяемого лица необходимые документы (п. 1 ст. 93). Поэтому вполне вероятно, что налоговые органы будут использовать опубликованные данные консолидированной отчетности для проверки правильности исчисления налогов.
В целом очевидно, что в случае принятия федерального закона «О консолидированной финансовой отчетности» на начальном этапе у некоторых организаций могут возникнуть технические трудности. Во-первых, МСФО не упрощают составление финансовой отчетности, напротив, процедуры подготовки информации усложнятся, объемы, с которыми необходимо будет работать, вырастут.
Во-вторых, каждой компании, обязанной составлять или добровольно принявшей решение о составлении консолидированной финансовой отчетности, потребуются специалисты, способные составить такую отчетность и провести ее качественный аудит, а таких специалистов сейчас недостаточно.
Однако несомненно одно: использование МСФО в нынешних экономических условиях для организаций является актуальным независимо от того, признаны ли такие стандарты государством.
Кстати
В
от 01.07.2004 № 180, говорится, что необходимо установить обязательное составление консолидированной финансовой отчетности по МСФО, а также ее обязательный аудит и публикацию.
Там же в перспективе с учетом накопленного опыта запланирована и возможность перехода на составление определенным кругом хозяйствующих субъектов индивидуальной бухгалтерской отчетности непосредственно по МСФО вместо российских стандартов.
Интересно
Идея сближения стандартов российской бухгалтерской отчетности и МСФО, которая представляет собой международную систему общепризнанных принципов бухгалтерского учета, зародилась в Правительстве РФ еще в