ВАС РФ преподнес новый сюрприз страховым компаниям, заключающим договоры ОСАГО, и их клиентам.
Месяц назад в статье «Два — ноль в пользу потерпевших» (см. «ЭЖ» № 07 за 2007 год) мы писали о Постановлении от 19.12.2006 № 9045/06, в котором Президиум Высшего Арбитражного Суда РФ указал, что утрата товарной стоимости автомобиля в результате аварии является реальным ущербом и страховщик ОСАГО обязан ее компенсировать.
А недавно было обнародовано содержание Постановления Президиума ВАС РФ от 20.02.2007 № 13377/06, в котором говорится, что ущерб, причиненный при аварии автомобилю пострадавшей стороны, должен оплачиваться страховщиком без учета износа автомобильных деталей и узлов.
Суть проблемы, которую рассмотрели 20.02.2007 судьи ВАС РФ, заключается в следующем. В п. 63 Правил обязательного страхования гражданской ответственности владельцев транспортных средств, утвержденных Постановлением Правительства РФ от 07.05.2003 № 263 (далее — Правила ОСАГО), сказано, что при определении размера расходов на восстановление машины учитывается износ частей, узлов, агрегатов и деталей, используемых при восстановительных работах. Страховщики считают эту норму фактором, сдерживающим страховых мошенников. По их мнению, если при подсчете данных расходов не учитывать износ деталей, то к ним будут обращаться те, кто не собирается ремонтировать автомобиль, а просто хочет положить себе в карман полученные от страховой организации деньги.
Но в Федеральном законе от 25.04.2002 № 40-ФЗ «Об обязательном страховании гражданской ответственности владельцев транспортных средств» про износ деталей ничего не говорится. Этим обстоятельством воспользовалась Национальная страховая группа.
Поводом для тяжбы стало ДТП, произошедшее 16 августа
Арбитражные суды трех инстанций, в которых Национальная страховая группа пыталась отсудить у «НСГ-«Росэнерго» полную стоимость ремонта, истцу отказали.
Но Президиум ВАС РФ, который пересмотрел дело в надзорной инстанции, отменил все акты нижестоящих судов и постановил взыскать с «НСГ-«Росэнерго» всю сумму, выплаченную на ремонт автомобиля, без учета амортизации деталей.
Свое решение судьи ВАС РФ мотивировали тем, что учет износа машины противоречил бы положению ГК РФ о полном возмещении убытков вследствие повреждения имущества потерпевшего.
Так что согласно последним постановлениям Президиума ВАС РФ затраты на ремонт автомобиля должны возмещаться организациям и индивидуальным предпринимателям по договору ОСАГО, что называется, по максимуму: с учетом утраты его товарной стоимости и без учета износа деталей.
В заключение отметим, что позиция Президиума ВАС РФ затрагивает только систему арбитражных судов.
Споры с участием рядовых граждан подведомственны судам общей юрисдикции, для которых высшей инстанцией является Верховный Суд РФ. Три с лишним года назад верховные судьи в Решении от 25.11.2003 № ГКПИ03-1266 высказали по этому вопросу точку зрения, полностью противоположную мнению судей ВАС РФ.
И это далеко не первый случай, когда руководящие органы параллельных систем судов (общих и арбитражных) своими решениями подтверждают известный афоризм «Два юриста — это как минимум три мнения».