Дом вести — не бородой трясти

К выходу в ИД«Экономическая газета» 2-го издания «Домостроя»
| статьи | печать

«Домострой» — один из замечательнейших, важнейших литературных памятников средневековой Руси. В нем есть все, из чего слагалась жизнь наших предков, и весь он буквально пропитан житейской мудростью, пускающей корни в душах людей гораздо глубже, «нежели самое положительное законодательство» (А. Герцен).

Жить по совести, правде, жить честно, по-русски — вот основная направленность домостроевских поучений, которую почему-то не видят противники древних народных обычаев и традиций. Но отними у современного человека все эти условности, и он утратит народный дух, и... «растеряется, и будет принужден все начинать сызнова» (В. Ключевский).

«Почему автор «Домостроя» имеет более меня прав на выражение народного духа?» — вопрошал один философ-народник. «Потому, — ответим ему, — что он автор не какой-то там отвлеченной философской схемы, пусть даже в чем-то «народной», а автор «Домостроя», «одна идея которого уже есть великая!» (В. Розанов).

 

Благословляю и наставляю жить с чистой совестью и в правде, с верой творя волю Божию и соблюдая заповеди Его, и себя утверждая в праведном житии, и жену поучая, также и домочадцев, чтобы были успокоены, сыты и одеты, и в теплом дому, и всегда в порядке. И отдаю вам писание это на память и на вразумление.

Поп Сильвестр

 

Кто родителей почитает,вовек не погибает

Царя бойся и служи ему с верою, и, тем паче, не лги ему, и во всем повинуйся; если земному царю с правдою служишь и боишься его, научишься и Небесного Царя бояться. Также и князьям покоряйтесь, ибо князь послан Богом карать злодеев. Не помыслите на них зла. Говорит же апостол Павел: «Вся власть от Бога».

Славы земной ни в чем не желай, всякую скорбь с благодарностью претерпи, если обидят — не мсти, если хулят — молись, не воздавай злом на зло, согрешающих не осуждай, отвергни советы злых, равняйся на живущих по правде. Тем, кто старше тебя, честь воздавай и кланяйся, средних как братьев почитай, немощных утешь любовью, а младших как детей возлюби — никакому созданию Божию не будь лиходеем.

Дети, любите отца и мать свою, и слушайте их, и повинуйтесь им, и старость их чтите, и немощь их на себе понесите, и простятся грехи ваши. Если же кто оскорбляет родителей или клянет их, то перед Богом грешен; того, кто бьет отца и мать, пусть отлучат от Церкви и пусть умрет он, ибо написано: «Отцовское проклятие иссушит, а материнское искоренит». Если же оскудеют разумом в старости отец и мать, не бесчестите их, не укоряйте, и тогда почтут вас и ваши дети; не забывайте труда отца и матери, которые о вас заботились и печалились о вас, покойте их старость.

Честь же воздающим отцу и матери и повинующимся им.

Жена мужу — пластырь, муж жене — пастырь

Если дарует Бог жену добрую, получше то камня драгоценного; такая всегда хорошую жизнь устроит мужу. Как корабль торговый: издалека вбирает в себя богатства и возникает из ночи; и даст она пищу дому, увеличит достояние намного; и не угаснет светильник ее всю ночь; руки свои протягивает к прялке, а персты ее берутся за веретено, милость обращает на убогого — не беспокоится о доме муж ее; самые разные одежды расшитые сделает мужу своему, и себе, и детям. Жена добрая, и трудолюбивая, и молчаливая — венец мужу.

Хозяйка бы никогда, разве что занедужит, без дела не находилась. Муж ли придет, простая ли гостья — всегда б над рукодельем сидела. Хорошая жена похвальным к труду стремлением холстов и тканей наготовит на все, что нужно; а если больше потребного наделает — то и продаст, а что нужно, купит, и потому у мужа денег не просит.

Жены мужей своих вопрошают о том, как душу спасти и во всем покоряться мужу. В гости ходить и к себе звать, и пересылаться с кем разрешит муж, а коли гостья зайдет или сама где будет — лучшее платье одеть и беречься хмельного питья: пьяный муж дурно, а жена пьяная в миру непригожа; а с гостьями беседовать о рукоделии и о домашнем устройстве; а чего не знает, то у добрых жен спрашивать; дурных и блудливых речей не слушать, и мужчин никаких тут ни рано, ни поздно ни в коем случае не было бы. Если же спросят о чем про кого, иногда с пристрастием, то отвечать: «Не ведаю я ничего такого, и не слыхала, и сама о ненужном не сплетничаю».

Крепко беречься всякого зла, а ложные речи не пересказывать мужу; никаких наговоров не слушать; с чем сама не может управиться — если дурное дело, то мужу сказать всю правду. И ничего чужого у себя не держать без ведома мужа.

Как муку сеять, как квашню замесить, хлебы испечь, а также и пироги, еду мясную и рыбную, и всякие блины, и каши, и кисели, и всякие блюда печь и варить — все бы хозяйка умела.

 

У доброго батьки добры и дитятки

Заботиться о чадах своих и воспитать в добром поучении; учить вежливости и всякому порядку; а затем учить их рукоделию — мать дочерей и мастерству — отец сыновей; любить их и беречь, но и страхом спасать, наказывая и поучая. Наказывай детей в юности — успокоят тебя в старости. Если прутом посечешь, здоровее будет, ибо ты душу его избавляешь от смерти. Если дочери у тебя, направь и на них строгость, тем сохранишь их от бед телесных. Ибо если отдашь дочь беспорочной, великое дело совершишь. Любя же сына своего, увеличивай ему раны, и потом не нахвалишься им. Воспитай дитя в запретах и найдешь в нем покой. И беречь чистоту телесную отцам чад своих как зеницу ока. Если дети, лишенные поучений, в чем согрешат, то отцам и матерям от Бога грех, а от людей укоризна, дому же убыток. Если же дети воспитаны в добром наставлении — такие дети с родителями будут Богом помилованы.

 

Продай хоть ржи, а долга не держи

Пошлины, и всякий оброк, и разные государственные подати не задерживать, не собирать в одно время сразу, а платить раньше срока: тогда ты и независим, и за просрочку денег не платишь, и взяток не носишь. А кто в срок не платит — в судах и в долгах обнищают; кто же расплачивается и управляется в срок, тот человек свободно живет и в жизни ловко, и после смерти детям оставит: двор с припасом или лавку с товаром, и никаких кабал, ни порук.

А случится кому денег занять — тогда оплатить в срок, и впредь люди поверят; кто же в срок не платит, тому наступит выплата с позором. Если придется у кого в долг взять или свое дать — все то пересчитать и записать — и кто берет, и кто дает — обоим то было бы ведомо. И всякой ссуде определили бы цену: какой непорядок случится, так ни хлопот, ни раздоров нет, ибо цена известна.

Всякому человеку все рассчитать и разметить исходя из ремесла и из доходов, а также и по имуществу; приказному же человеку все рассчитать, учтя государево жалованье и по доходу, и по поместью; по тому же расчету и людей держать, и все хозяйство — и есть, и пить, и одежду носить, и с людьми сходиться с нужными.

Если же кто начнет жить не по средствам, занимая или беря незаконным путем, то честь его обернется великим бесчестьем и в лихое время никто ему не поможет; надобно каждому человеку избегать тщеславия, и гордыни, и греховных встреч, жить на прибыль от законных средств. Если же людей держат у себя не по прибыли, а потому не могут удовлетворить их едою, и питьем, и одеждой, приходится им поневоле, горюя, и лгать, и красть, и блудить, а мужикам и грабить — так тем неразумным господину и госпоже от Бога грех.

 

Кто непорядком живет в дому — горе тому

А сама хозяйка всегда была бы готова ко всякому делу, и к ней бы никогда не приходили ни торговки, ни бездельные женки, ни волхвы. А постели и полотенца, рубашки и простыни по полкам — все было бы и чистенько, и беленько, и не перемято. Стол, и блюда, и поставцы, и ложки с утра перемыть и высушить, и после обеда также, и вечером; а в какой посуде что лежит из еды, так то покрыто было бы.

Избу, и стены, и лавки, и пол, и окна — все вымыть и выскрести, и всегда было бы чисто. За всем тем жена бы следила сама, да учила бы детей; а увидит муж, что у жены непорядок, умел бы свою жену наставлять; если понимает — тогда и любить ее, и хвалить, но если науке такой не следует, должен муж жену наказывать, а наказав, простить, но при этом всегда жить в любви и согласии.

А для всякого рукоделия всякое бы орудие в порядке было: и плотницкое, и портновское, и кузнечное, и сапожное, а у жены бы порядок был свой, и держалось бы все то бережно; и что себе не сделал — в чужой двор не идешь.

 

Что дома скоплю, за тем в люди не пойду

А у хорошего хозяина все припасено вовремя; так, рыбу свежую купив, иную солит, иную вялит, иную проваривает, иную сушит; а еще на столе редька, хрен, капуста, и разные овощи, и икра, и ветчина, и солонина, и сухари, и мука, и пшено, и горох, и масло, и соль, и мыло, и всякий запас, который можно впрок запасать, а еще и в рассоле — и всякой снеди, всякой еды много. И все то Бог послал, ничего такого на рынке не купишь. А брусничная вода, и вишни в патоке, и малиновый морс, и всякие сладости, и яблоки, и груши в квасу и в патоке, и пастилы — и для себя, и для гостя, и больному всегда есть, если вовремя припасены.

А которой рыбы нет в запасе, а бочки одному не одолеть купить, возьми товарища — бочку осетрины или белужины купить вместе, или икры какой: тогда с рубля пяти алтын недодашь. Если в каком году не уродилось что или дорого, тогда тем запасом хозяин проживет как даром, да еще и несчастному ссудит. А чего в дешевую пору припасено, при дороговизне можно и продать — и сам ел даром, и деньги опять дома.

На рынке всегда присматривать всякий припас: зерно, и мясное, и рыбное, и свежее, и малосольное, или товары какие привезут; когда навезут всего — в те поры и закупить про запас, все с рубля четвертак недодашь, а у перекупщика вдвое заплатить, да и не всякое купишь.

 

Тяжел крест, да надо несть

Самому тебе и жене, детям — не красть, не блудить, не лгать, не клеветать, не завидовать, не обижать, не наушничать, на чужое не посягать, не осуждать, не бражничать, не помнить зла, ни на кого не гневаться.

Всякое дело править без волокиты и особенно не обижать в оплате работника. И отказываться от всякого неправедного побора: от ростовщичества, от наживы вином, от взятки, от платы за проезд через твой мост и от всякого иного обмана. Если кто добр, законные сборы в нужное время взимает не силою, и не грабежом, и не мучением; а коль заплатить нечем, так он немного послабит; а у соседа чего недостало на семена, то ссудить ему, а коль у самого мало, то занять, но о таких позаботиться.

А кто чинит всякую неправду и насилие и долгов не платит, томит волокитой, а незнатного человека изобидит, и кто по-соседски не добр, или, сидя при власти, накладывает тяжкие дани и незаконные налоги, или чужую ниву распахал, или лес посек, или переловил рыбу в чужом садке, или покрадет, или уничтожит, или кого в чем ложно обвинит, или кого в чем подведет, или обманет, или кого-то предаст, или нечестно судит, или ложно свидетельствует, или к раскаявшимся немилостив, или имущество силою отнимет, или сутяжничеством оттягает, или кормчей прибылью, или процентами — обязательно будут в аду, а на земле прокляты. То все прибыли от бесов. Милостыня от таковых не желанна Богу. Если хочешь от вечной муки избавиться, отдай неправдой захваченное.

Всякую же обиду с благодарностью претерпеть: если поделом поносят, с любовью принимать. Если же ни в чем не повинен, за это от Бога награду получить. Все по делам своим примут.

(В сокращении)