Парламентские слушания, прошедшие в Совете Федерации и посвященные корпоративной социальной ответственности, — еще одна попытка выяснить, на чем базируются взаимоотношения государства и бизнеса, чего они хотят и ждут друг от друга.
Доверие потребителей, надежность, интеллектуальный капитал, способность нести ответственность за социальную сферу, охрану окружающей среды и другие нефинансовые характеристики составляют не менее важный вклад в создание реальной рыночной стоимости компании, нежели величина финансового капитала и физических активов.
Для этого необходимо:
· четко определить факторы, связанные с корпоративной социальной ответственностью (КСО) и повышающие стоимость компании, и активно действовать в этой сфере;
· налаживать взаимодействие с заинтересованными в деятельности организации сторонами, восстанавливать обратную связь.
В результате руководство компании получает возможность управлять рисками, привлекать и удерживать потребителей своей продукции и высокообразованных и опытных специалистов.
Для бизнеса КСО — это не благотворительность, не реклама и не «извинение» за извлечение прибыли. В широком смысле КСО — это влияние бизнеса на общество, показатель сознательности. Это приверженность бизнеса концепции устойчивого экономического развития в работе со своими сотрудниками, их семьями, местным населением, обществом в целом для улучшения качества жизни.
Учитывая все это, Ассоциацией менеджеров России был выработан меморандум, который можно рассматривать как попытку состыковать интересы бизнеса и общества (см. Справку).
Государство же, чтобы получить от бизнеса средства на решение социальных вопросов, часто использует такие методы, как повышение налогов. При этом творческая и предпринимательская энергия компаний, их знания и передовые технологии, которые также могут послужить на благо общества, остаются незатронутыми.
В большинстве стран мира используют, напротив, поощрение (налоговые льготы и каникулы, свободные экономические зоны, венчурные фонды) компаний, которые инвестируют проекты социального значения.
Еще один метод мотивации бизнеса — социальная (нефинансовая) отчетность. Хотя она добровольная, тем не менее многие специалисты полагают, что некоторые ее показатели, к примеру экологические, необходимо регулировать законодательно.
В общемировой практике жестко регламентируется ряд финансовых вложений со стороны бизнеса. Это взносы на политическую деятельность, религиозным организациям, государственным или местным органам власти. В ряде стран некоторые транзакции в принципе запрещены.
Пока социальные отчеты сдают такие крупные компании, как «Газпром», «Роснефть», «Норильский никель», «УРАЛСИБ».
Малые и средние предприятия чаще всего не ставят перед собой социальных вопросов, ограничиваясь экономическими. При этом задачу государства они видят в создании условий, при которых им невыгодно было бы «уходить в тень».
Но очевидно, что любой бизнес имеет социальную нагрузку: создает рабочие места и платит налоги. Поэтому говорить об ответственности в этой сфере малого и среднего бизнеса столь же целесообразно, как и в отношении крупного.
«Малыши» берутся за то, что им по плечу: обустроить школу или дом культуры, парк или детскую спортивную площадку в своем микрорайоне.
И пусть фактически это будет пожертвованием, но оно дает предпринимателям возможность быть востребованными обществом и создавать бизнес-ассоциации и союзы. Посредством таких организаций они могут наладить контакт с властью: «Мы тебе помогли, теперь и ты помоги нам — займись проблемой коррумпированности чиновников, упрости схему регистрации предприятий и так далее».
КСО — именно тот инструмент, который помогает при взаимодействии бизнеса, общества и власти. При этом от бизнеса требуется инициатива, от государства — его поддержка и поощрение на благо всего общества.
Надо только помнить и осознавать, что бизнес ответственен за свою деятельность и поведение на рынке так же, как и любой гражданин перед обществом, в котором он живет.
Справка
Ключевые направления КСО:
· добросовестная деловая практика;
· развитие персонала;
· безопасные для здоровья условия труда;
· природоохранная деятельность и ресурсосбережение;
· социально ответственная реструктуризация;
· развитие местных сообществ;
· поощрение благотворительности и волонтерства.
ИСТОЧНИК: МЕМОРАНДУМ «О ПРИНЦИПАХ КОРПОРАТИВНОЙ СОЦИАЛЬНОЙ ОТВЕТСТВЕННОСТИ» (АССОЦИАЦИЯ МЕНЕДЖЕРОВ РОССИИ)