Навести порядок на границе, избавить ее от внешнеторгового криминала и создать благоприятные условия для законопослушных участников внешнеэкономической деятельности — такова задача взаимодействия таможенных служб России и Европейского союза.
С 1 января
Таким образом, на общем экономическом пространстве России и ЕС реализуются:
· Принцип однократного представления транзитной декларации в таможне страны отправления в электронной безбумажной форме.
· Система упрощенных процедур для законопослушных участников внешнеэкономической деятельности и для отдельных видов транспорта.
· Надежная система обеспечения уплаты таможенных платежей.
· Эффективная процедура административного взаимодействия по взысканию таможенной задолженности.
Однако многокилометровые пробки со стороны ЕС на границе РФ с Латвией, Эстонией и Финляндией свидетельствуют, что темпы модернизации российской пограничной таможенной инфраструктуры отстают от темпов роста нашего внешнеторгового оборота.
Поэтому ФТС сегодня форсирует работу по передаче предварительной информации с упрощенными формальностями для законопослушных участников внешнеторговой деятельности. Внедряет на границе современные технические средства таможенного контроля, включая стационарные и мобильные инспекционно-досмотровые комплексы для контроля контейнеров и большегрузных автомобилей. Занимается оптимизацией контролирующих органов в режимной зоне пункта пропуска.
Обладая предварительной информацией о товарах, таможня может ограничиться выборочным контролем. Это позволит сократить время таможенного оформления товаров на границе до считанных минут, увеличить пропускную способность пограничных пунктов пропуска.
Кстати, у ФТС имеется хороший опыт установления подобных «зеленых коридоров» с таможенной службой Финляндии и в определенной степени с таможенной службой Швеции. Например, на Выборгской таможне после введения «коридора» грузовой поток вырос за год на 26%.
В сентябре
Скоординированная работа по внедрению стандартов безопасности идет и в рамках Евразийского экономического сообщества (ЕврАзЭС), объединяющего Белоруссию, Казахстан, Киргизию, Россию, Таджикистан и Узбекистан.
ФТС инициирует реализацию ключевых перспективных направлений взаимодействия России и Европейского союза в таможенных делах: сближение таможенного законодательства и таможенных процедур с акцентом на таможенный транзит; сотрудничество во внедрении стандартов безопасности ВТО и упрощение мировой торговли с акцентом на предварительное информирование; развитие приграничной таможенной инфраструктуры.
Справка
Европейский союз — крупнейший внешнеторговый партнер РФ. На долю ЕС приходится более 50% российского внешнеторгового оборота и около 70% накопленного иностранного капитала в экономике России. Доля России во внешней торговле ЕС приближается к 10%.
Правовая основа взаимодействия РФ и ЕС — Соглашение о партнерстве и сотрудничестве и Протокол № 2 к нему, а также утвержденные в мае