Зачем чиновнику судейская мантия?

| статьи | печать

Служители Фемиды выступили с предложением создать новое ведомство — Федеральную административную службу, которая будет рассматривать споры, где одной из сторон выступает государство. На ее плечи предлагается переложить значительную часть той работы, которую сейчас выполняют суды общей юрисдикции и арбитражи. Между тем идея создания такой службы не согласуется ни с Концепцией судебной реформы, ни с принципом разделения властей.

 

Последние исследования ВЦИОМ показывают, что судебная система — это один из тех государственных институтов, отношение общества к которым меняется в лучшую сторону. Если в январе прошлого года работа судей вызывала одобрение у 24% опрошенных, то в октябре этот показатель составлял 31%. А количество тех, кто недоволен деятельностью судов, за это время уменьшилось с 51% до 43%.

Казалось бы, доверие граждан к системе правосудия надо всячески поощрять, расширяя возможности граждан и организаций для судебной защиты. Однако картина наблюдается прямо противоположная.

Вспомним передачу органам ФНС функций по наложению штрафов за некоторые налоговые правонарушения. Эта мера вызывает серьезные вопросы с точки зрения соответствия Конституции, по которой никто не может быть лишен своего имущества иначе как по решению суда. А что такое штраф, как не лишение имущества?

Сейчас эту сомнительную практику предлагается распространить не только на налоговые дела, но и на другие виды правонарушений, перечисленных в КоАП РФ.

Конечно, нынешнюю ситуацию, когда наказания за административные правонарушения кроме судей назначают чиновники нескольких десятков ведомств, нужно исправлять. Необходим независимый орган, который бы при рассмотрении дел об административных правонарушениях руководствовался не ведомственными интересами, а законом.

Но создание административной службы порождает массу проблем. Чем после ее появления будут заниматься мировые судьи, которые сейчас в основном рассматривают дела об административных правонарушениях? Где взять столько чиновников, которые фактически должны обладать квалификацией судей? На самом деле стоило бы вспомнить о проекте федерального конституционного закона «О федеральных административных судах в РФ», внесенном Верховным Судом РФ, который пылится в Госдуме аж с 2000 года. В нем предлагается создать особые суды, которые рассматривали бы дела об обжаловании решений и действий органов государственной власти, а также споры различных ведомств между собой. Для этого в Верховном Суде РФ должны быть созданы коллегии по административным делам, а на низовом уровне споры должны рассматривать окружные, региональные и межрайонные административные суды.

Проект ВС РФ не предусматривает передачу специализированным судам полномочий по рассмотрению дел об административных правонарушениях. Но такая система по крайней мере гораздо более логична, чем предложенная, так как разделение властей в России никто не отменял.

Сейчас у законодателей появился повод вспомнить о проекте верховных судей, а заодно и о принятой в 90-х годах Концепции судебной реформы, которая также предусматривала создание в стране органов административной юстиции.