Резервы модернизации «энергетической сверхдержавы»

| статьи | печать

В 2000 году нынешний глава Правительства Михаил Фрадков защитил диссертацию по проблемам развития внешнеэкономических связей России, главным выводом которой был тезис, что выход из состояния топливно-сырьевого придатка развитого мира лежит на пути международной производственной кооперации (МПК) российских предприятий с передовыми зарубежными предприятиями, в первую очередь стран Евросоюза. Этот вывод и сегодня как никогда актуален.

 

Экспорт новых индустриальных стран (НИС) сегодня на 50–70% состоит из готовой, в первую очередь высотехнологичной продукции. Главную роль в этом сыграла их производственно-технологическая кооперация с предприятиями развитых стран, которые по соображениям глобальной конкурентоспособности переносят «непрофильные» для них производства туда, где производить выгоднее.

Увеличение за последнюю четверть века доли развивающихся стран, в первую очередь НИС, в международной торговле – более чем до 30% – результат их последовательной экспортоориентированной политики, включая создание благоприятного климата для инвестиций и деятельности ТНК, в частности аутсорсинговых операций.

В этой «глобальной фабрике» Россия пока не нашла себе места. Потому что, несмотря на обладание не менее конкурентоспособными факторами производства, до сих пор не выработана концепция участия в глобальной экономике, нет ни внятной внешнеэкономической стратегии, ни стратегии экономической безопасности, ни соответствующей им налогово-финансовой стратегии, ни разумной стратегии, как эффективно потратить огромные средства Стабфонда и золотовалютных резервов для ускорения экономического роста и инновационного развития.

Если еще пару лет назад промышленная политика, особенно отраслевая, считалась у номенклатурных либералов непонятным термином, то сегодня на смену  патового диалога бизнеса и власти приходит частно-государственное партнерство. Минпромэнерго и РСПП, например, вводят в практику совместные коллегии по развитию химической и нефтехимической промышленности, электроники, авто- и авиапрома, легкой и лесной промышленности, сельхозмашиностроения.

По словам Виктора Христенко, стратегия развития авиапрома ориентирована на глобальный рынок путем перехода к модели открытой отрасли с кооперационными связями, государственной поддержкой лизинга и НИОКР и бюджетным финансированием на трехлетнюю перспективу. Подобный подход министр обещает и в судостроении.

 

Возможности и проблемы

Экономическая эффективность МПК определяется экономией издержек производства на единицу готовой продукции благодаря привлечению специализированных партнеров. Выбор наиболее эффективных форм МПК обеспечивает фирмам-участницам преимущества за счет удешевления конечного продукта. Разработка и создание в сжатые сроки новых видов продукции осуществляются путем концентрации возможностей нескольких специализированных фирм, обладающих необходимым производственным и научно-техническим потенциалом. По оценкам, сотрудничество в рамках международных соглашений о кооперации позволяет сократить срок организации производства на 14–20 месяцев и снизить на 50–70% затраты на освоение выпуска продукции.

В условиях дефицита оборотных средств участие отечественных предприятий в МПК может ускорить техническое перевооружение промышленности, активизировать экспортную направленность производства, повысить качество продукции, загрузку мощностей и сократить безработицу. По сравнению с другими видами внешнеэкономической деятельности МПК обеспечивает гарантии привлечения наукоемких технологий и повышение рентабельности производственной деятельности всех участников.

Наибольшее распространение из форм МПК получили пока совместные предприятия. Начаты крупные кооперационные проекты в автомобильной, авиационно-ракетной, фармакологической, пищевой промышленности, производстве бытовой техники, подъемного оборудования, строительных материалов.

Расширение участия российских компаний в МПК тесно связано с инвестиционным сотрудничеством и зависит от выработки эффективной промполитики. Отсутствие до последнего времени господдержки обрабатывающей промышленности не только снизило конкурентоспособность российских готовых изделий на мировом рынке, но и затрудняет налаживание МПК. Сдерживающими факторами также являются:

·        низкое качество отечественной продукции;

·        устаревшая производственная база;

·        недостаточно привлекательный инвестиционный климат;

·        неразвитость таможенного и налогового законодательства;

·        устаревшая транспортная, таможенная и информационная логистика.

К «техническим барьерам» на этом пути относятся различия в российских и международных технических требованиях, стандартах и процедурах оценки соответствия, которые должны нивелироваться давно принятым ФЗ «О техническом регулировании», реализация которого затянулась.

 

Механизм поддержки

Для интеграции российских предприятий в МПК до сих пор не выработан комплексный механизм господдержки этого стратегического направления модернизации экономики и ее встраивания в систему современного международного разделения труда. Нет, по существу, и органа, который отвечал бы за это направление.

Сегодняшний механизм господдержки состоит практически в том, что российское предприятие или его партнер из числа иностранных компаний обращается в МЭРТ с предложением о строительстве завода по сборке, например, новых автомобилей и просьбой существенно понизить или обнулить для конкурентоспособности продукта таможенные пошлины на ввоз основных компонентов автомобиля. При этом заявитель обещает, что ущерб от обнуления пошлин для бюджетов всех уровней будет перекрыт за счет выручки на внутреннем рынке от реализации собираемых автомобилей и что в сборке будут задействованы российские смежники (субпоставщики). Проект одобряется Межведомственной комиссией по защитным мерам во внешней торговле и таможенно-тарифной политике при МЭРТ.

В последние годы наибольших успехов на этом пути добились ТНК, действующие в автомобилестроении и считающие РФ емким и перспективным рынком со слабой конкуренцией со стороны отечественных производителей.

С учетом угрозы для российских смежников остаться без работы (производителю иномарки проще создать «отверточную сборку»), а также протестов российского автопрома в сентябре 2006 г. было принято Постановление Правительства «О внесении изменений в таможенный тариф РФ в отношении автокомпонентов, ввозимых для промышленной сборки». Формула «промышленная сборка» означает, что производство автомобиля и его основных компонентов должно происходить в России в технологическом процессе «сварка — окраска — сборка кузова».

Авторы Постановления полагают, что таким путем будет стимулироваться создание новых автопредприятий на территории РФ, способствующих росту ВВП за счет увеличения объемов и реализации на внутреннем рынке импортозамещающей отечественной продукции вместе с ростом занятости населения.

На наш взгляд, в этом обосновании минимум две натяжки — когда говорится об «отечественной продукции» и «росте занятости населения». К сожалению, ничего не говорится об экспорте.

Частью механизма экспортоориентированной МПК в авиапроме можно считать сентябрьское (2006 г.) Решение Правительства «О временных ставках ввозных таможенных пошлин в отношении комплектующих изделий и ряда сырьевых товаров для производства авиационных двигателей», включающее и обрабатывающее оборудование с уникальными техническими характеристиками. По мнению авторов Постановления, снижение налоговой нагрузки за счет отмены пошлин будет способствовать повышению конкурентоспособности новых двигателей и их продвижению на внешний рынок.

Модернизации российской промышленности (основные фонды которой изношены на 80%) и поддержке ее экспорта должно служить и Решение Правительства (март 2006 г.) о временном обнулении ввозных пошлин на технологическое оборудование, не имеющее отечественных аналогов. Новый таможенный тариф, принятый Постановлением Правительства РФ от 27.11.2006 № 718, обнулил таможенные пошлины на 778 товарных позиций.

По мнению экспертов, пользоваться предоставленными льготами следует с осторожностью, особенно в части импортозамещения. Ведь технический прогресс не стоит на месте, в том числе в России, где началось активное инвестирование в наукоемкие производства и налаживание МПК. Ряд российских предприятий выступает за исключение отдельных видов технологического оборудования из принятых решений на том основании, что уже производится соответствующая высотехнологичная, сертифицированная продукция.

Элементом механизма развития МПК для России можно считать и некоторые таможенные режимы, например режим свободной таможенной зоны, предусматривающий свободный доступ иностранного сырья и комплектующих на территорию зоны без уплаты таможенных пошлин и НДС для промышленной или внедренческой деятельности. Сегодня режим этот может использоваться только в особых экономических зонах с соблюдением всех условий законодательства, принятого в 2005 г. о ОЭЗ, эффективность которых пока невозможно определить.

Другой инструмент стимулирования экспорта готовой продукции — режим переработки товаров на таможенной территории. Он позволяет использовать в изготовлении продукции, предназначаемой для вывоза, сырье и комплектующие иностранного производства на более льготных условиях, чем при импорте, т. е. без уплаты таможенных пошлин и налогов в отношении ввозимых товаров, которые будут переработаны в экспортную продукцию. До 2004 г. продукты переработки вывозились в таможенном режиме экспорта. С введением в действие нового Таможенного кодекса они не подпадают под этот режим и необходимы изменения в НК РФ для восстановления таможенного режима экспорта, а также меры по внедрению режима переработки в отрасли обрабатывающей промышленности.

Наряду с ОЭЗ сегодня Правительством реализуются или планируются меры, которые должны содействовать модернизации экономики и развитию МПК:

·        разрешение с 2006 г. списывать на себестоимость все затраты на НИОКР;

·        создание в текущем году технопарков для ИT-компаний;

·        создание Российской венчурной компании и Российской корпорации развития для поддержки технологического экспорта;

·        возможное создание Федерального агентства по экспорту высоких технологий.

Пока еще эти меры не успели дать результаты. К сожалению, большинство российских предприятий обрабатывающей промышленности все еще находятся не только вне глобальной конкуренции, но и не конкурируют друг с другом. Такова цена политики «стихийного либерализма» 90-х гг. и первой пятилетки нашего века.

 

К сведению

Программа «ЕвроРоссия» предназначена для развития наукоемких производств посредством инвестиционно-технологического взаимодействия с ведущими компаниями Евросоюза первоначально на базе потенциала промышленности соседних с ЕС Петербурга и Ленинградской области. Общая сумма реализованных в рамках программы «ЕвроРоссия» проектов достигла 300 млн евро.

В Комиссии «ЕвроРоссия» — органе частно-государственного партнерства России и ЕС — с обеих сторон участвуют предприятия, госструктуры и некоммерческие организации, в том числе Торгово-промышленная палата России в лице Рабочей группы ТПП РФ по международной производственной кооперации.

Группа была создана в 2004 г. из представителей бизнеса и органов власти с целью подготовки предложений для исполнительной и законодательной власти по развитию МПК, содействия и участия в реализации конкретных проектов.