В своей хозяйственной практике организации нередко приобретают или арендуют здания, в которых размещают свои производства, магазины или офисы. На фасаде или крышах данных зданий, как правило, устанавливаются вывески или объемные символы с названием организаций или магазинов. Планируя установку, менеджеры организаций должны решить множество вопросов: например, относятся ли данная вывеска или объемные символы к рекламе, должно ли предприятие иметь разрешение на их размещение и уплачивать какие-либо налоги, связанные с рекламой?
Без разрешения — никуда
Правила для наружной рекламы и установки рекламных конструкций определены ст. 19 Закона от 13.03.2006 № 38-ФЗ «О рекламе» (далее — Закон № 38-ФЗ).
В соответствии с данной статьей к наружной рекламе относится распространение объявлений с использованием рекламных конструкций, а именно щитов, стендов, строительных сеток, перетяжек, электронных табло, воздушных шаров, аэростатов и иных технических средств стабильного территориального размещения, располагаемых на внешних стенах, крышах и иных конструктивных элементах зданий, строений, сооружений или вне их, а также остановочных пунктах движения общественного транспорта.
Установка рекламной конструкции без разрешения (самовольная установка) не допускается. Это возможно лишь при наличии разрешения на установку рекламной конструкции, выдаваемого на основании заявления собственника или иного законного владельца соответствующего недвижимого имущества либо владельца рекламной конструкции органом местного самоуправления муниципального района или органом местного самоуправления городского округа, на территориях которых предполагается установить рекламную конструкцию.
В случае самовольной установки реклама подлежит демонтажу на основании предписания органа местного самоуправления муниципального района или органа местного самоуправления городского округа.
Кроме того, несоблюдение этих правил влечет за собой немалые штрафные санкции. Так, в соответствии со ст. 14.3 Кодекса РФ об административных правонарушениях нарушение рекламодателем, рекламопроизводителем или рекламораспространителем законодательства о рекламе (ненадлежащая реклама) влечет наложение административного штрафа: на должностных лиц — от 40 до 200 МРОТ; на юридических лиц — от 400 до 5 тыс. МРОТ.
Реклама или не реклама?
Следует, впрочем, отметить, что Закон «О рекламе» не распространяется на вывески и указатели, не содержащие сведений рекламного характера (подп. 5 п. 2 ст. 2 Закона № 38-ФЗ). Рассмотрим, является ли такими сведениями вывеска с наименованием организации, магазина или офиса, установленная на фасаде или крыше здания.
В Письме Минфина России от 05.04.2006 № 03-03-04/1/322 ведомство пришло к выводу, что вывеска на основании Федерального закона «О рекламе» является наружной рекламой.
По мнению некоторых специалистов, такая позиция финансистов идет вразрез с устоявшейся практикой определения вывески и с мнением Высшего Арбитражного Суда РФ по этому вопросу (п. 18 Информационного письма Президиума ВАС РФ от 25.12.98 № 37 «Обзор практики рассмотрения споров, связанных с применением законодательства о рекламе»). Так, суд признал, что указание наименования на вывеске по местонахождению имеет не рекламные, а иные цели. Например, обозначение места входа в занимаемое помещение. Поэтому вывеска не может рассматриваться как реклама.
Действительно, в отношении размещаемой на средствах наружной рекламы информации об изготовителе, исполнителе или продавце (фирменное наименование организации, место ее нахождения, режим работы) следует отметить, что исходя из норм ст. 9 Закона РФ от 07.02.92 № 2300-1 «О защите прав потребителей», устанавливающей обязанность указанных лиц доводить данную информацию до сведения потребителей, такая информация не является рекламой.
Однако не каждая вывеска подпадает под действие Закона «О защите прав потребителей» и действие вышеуказанного Информационного письма Президиума ВАС РФ. Здесь лучше всего снова обратиться к арбитражной практике.
Так, ФАС Волго-Вятского округа в Постановлении от 27.06.2002 по делу № А82-343/01-А/1 указал, что установление над проходными завода щитов с крупными буквами, соответствующими наименованию завода, было призвано формировать интерес к предприятию и его продукции, привлечь потребителей, то есть преследовало рекламные цели.
ФАС Центрального округа в Постановлении от 02.06.2006 по делу № А54-5156/2005-С5 признал рекламой вывеску «Аптека» и правомерным взимание административного штрафа за ее самовольную, без разрешения органа местного самоуправления, установку.
Не в пользу организации было принято и Постановление ФАС Центрального округа от 08.12.2003 по делу № А54-2293/03-С11, в котором указывается:
«Вывеска «Ресторан «Ирина», расположенная над входом в ресторан, не является обязательной информацией в соответствии со ст. 8, 9, 10 Закона «О защите прав потребителей», поскольку такая информация имеется на вывесках, размещенных рядом с центральным входом и на двери другого входа в ресторан, и содержит сведения о названии предприятия, его режиме работы и так далее».
Признал рекламой фасадную вывеску и ФАС Московского округа (Постановление от 08.12.2005 по делу № КА-А41/12102-05). В Постановлении указывается: «Вывеска же фасадная световая «Сбербанк России» расположена над входом в отделение, информации о юридическом адресе заявителя и режиме его работы не содержит и, по своей сути, предназначена привлечь внимание неопределенного круга лиц к банку».
Таким образом, вывески или объемные символы с наименованием организации, магазина или офиса, устанавливаемые на фасаде или крыше здания, следует отнести к рекламной конструкции, относящейся к наружной рекламе, которая может быть установлена только на основании разрешения органа местного самоуправления муниципального района или органа местного самоуправления городского округа, на территориях которых устанавливается рекламная конструкция.
Как получить разрешение
Разрешение выдается на основании заявления собственника или иного законного владельца соответствующего недвижимого имущества либо владельца рекламной конструкции. К заявлению прилагаются данные о государственной регистрации юридического лица и подтверждение в письменной форме согласия собственника или иного законного владельца соответствующего недвижимого имущества на присоединение к этому имуществу рекламной конструкции, если заявитель не является собственником или иным законным владельцем недвижимого имущества.
Орган местного самоуправления муниципального района или орган местного самоуправления городского округа не вправе требовать от заявителя представления документов и сведений, не относящихся к территориальному размещению, внешнему виду и техническим параметрам рекламной конструкции, а также взимать помимо государственной пошлины дополнительную плату за подготовку, оформление, выдачу разрешения и совершение иных связанных с выдачей разрешения действий.
Орган местного самоуправления муниципального района или орган местного самоуправления городского округа самостоятельно осуществляет согласование с уполномоченными органами, необходимое для принятия решения о выдаче разрешения или об отказе в его выдаче. При этом заявитель вправе самостоятельно получить от уполномоченных органов такое согласование и представить его в орган местного самоуправления муниципального района или орган местного самоуправления городского округа.
Решение в письменной форме о выдаче разрешения или об отказе в его выдаче должно быть направлено заявителю в течение 2 месяцев со дня приема от него необходимых документов.
Разрешение выдается органом местного самоуправления муниципального района или органом местного самоуправления городского округа сроком на 5 лет.
Нюансы налогообложения
Расходы на установку вывесок учитываются при уплате налога на прибыль. В соответствии с подп. 28 п. 1 ст. 264 НК РФ к прочим расходам, связанным с производством и реализацией, относятся расходы на рекламу производимых (приобретенных) и (или) реализуемых товаров (работ, услуг), деятельности налогоплательщика, товарного знака и знака обслуживания, с учетом положений п. 4 ст. 264 НК РФ. Согласно п. 4 ст. 264 НК РФ к расходам организации на рекламу в целях налогообложения прибыли относятся в том числе расходы на световую и иную наружную рекламу, включая изготовление рекламных стендов и рекламных щитов.
Что касается иных налогов, то на них установка вывески не повлияет.
Ранее организации уплачивали налог на рекламу в соответствии с подп. «з» п. 1 ст. 21 Закона РФ от 27.12.91 № 2118-1. Однако с 1 января
В некоторых регионах введена система налогообложения в виде единого налога на вмененный доход. В соответствии с п. 2 ст. 346.26 НК РФ система налогообложения в виде ЕНВД может применяться по решениям представительных органов муниципальных районов, городских округов, законодательных (представительных) органов государственной власти городов федерального значения Москвы и Санкт-Петербурга в отношении, в частности, предпринимательской деятельности по распространению и (или) размещению наружной рекламы.
Однако, как указывается в Письме Минфина РФ от 13.04.2006 № 03-11-04/3/198, в целях применения гл. 26.3 НК РФ деятельность организаций по самостоятельному распространению и (или) размещению рекламной информации о своих товарах не может быть признана соответствующей установленному ст. 2 Гражданского кодекса РФ понятию «предпринимательская деятельность», и соответственно в отношении данной деятельности не может применяться система налогообложения в виде единого налога на вмененный доход.
К сведению
В соответствии с п. 1 и 2 ст. 3 Федерального закона от 13.03.2006 № 38-ФЗ «О рекламе» реклама — информация, распространенная любым способом, в любой форме и с использованием любых средств, адресованная неопределенному кругу лиц и направленная на привлечение внимания к объекту рекламирования, формирование или поддержание интереса к нему и его продвижение на рынке. При этом объект рекламирования — товар, средство его индивидуализации, изготовитель или продавец товара, результаты интеллектуальной деятельности либо мероприятие, на привлечение внимания к которым направлена реклама.