Имущество муниципальной казны

Основные средства
| статьи | печать

Учет имущества муниципальной казны прописан в нормативных документах недостаточно четко. Рассмотрим этот участок учета на примере конкретной ситуации.

 

Ситуация. На территории поселка имеются колодцы общественного пользования. Как поставить их на бухгалтерский учет?

 

Для начала определимся с терминологией. В соответствии со ст. 215 Гражданского кодекса РФ имущество, принадлежащее сельскому поселению на праве собственности, является муниципальной собственностью. Если муниципальная собственность не закреплена за муниципальным предприятием или учреждением, то она составляет муниципальную казну сельского поселения. При этом имущество следует учитывать на балансе исполнительного органа местного самоуправления, на который возложены функции управления и распоряжения муниципальным имуществом.

Для ведения учета имущества, составляющего казну, необходимо разработать положение, в котором будет оговорен порядок управления и распоряжения, приема и списания данного имущества.

В соответствии с Общероссийским классификатором основных фондов, утвержденным Постановлением Госстандарта РФ от 26.12.94 №359, колодцы относятся к сооружениям. Согласно ст. 1 Закона от 21.07.97 № 122-ФЗ «О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним» сооружения относятся к недвижимому имуществу. Таким образом, право собственности на колодцы подлежит обязательной государственной регистрации.

 

ВНИМАНИЕ!

За отказ от государственной регистрации объектов недвижимости предусмотрена административная ответственность. Статьей 19.21 КоАП РФ предусмотрено, что несоблюдение собственником установленного порядка государственной регистрации прав на недвижимое имущество влечет наложение административного штрафа на должностных лиц в размере от 30 до 40 минимальных размеров оплаты труда; на юридических лиц — от 300 до 400.

 

Регистрация права на недвижимое имущество осуществляется по инициативе собственника и носит заявительный характер. Срок для подачи собственником заявления на регистрацию прав на недвижимое имущество Законом не установлен. Поэтому собственник не может быть привлечен к административной ответственности по ст. 19.21 КоАП РФ за несоблюдение порядка государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним в случае, если он не осуществит такую регистрацию в определенный срок.

Следует учесть, что в соответствии с подп. 4 п. 3 ст. 333.35 НК РФ за государственную регистрацию прав муниципального образования на муниципальное недвижимое имущество, не закрепленное за государственными, муниципальными предприятиями и учреждениями и составляющее соответственно муниципальную казну, государственная пошлина не уплачивается. Об этом упоминается в Письме Минфина РФ от 22.05.2006 № 03-06-03-03/16.

Для бюджетного учета муниципальной казны используется счет 1 101 00 000 «Основные средства» (п. 10 Инструкции по бюджетному учету, утвержденной Приказом Минфина РФ от 10.02.2006 № 25н; далее — Инструкция № 25н).

 

ЦИТИРУЕМ ДОКУМЕНТ

В Инструкции № 25н порядок учета имущества муниципальной казны не определен. Поэтому представляется целесообразным обратиться к п. 9 Инструкции № 25н: «...при отсутствии в корреспонденции счетов бюджетного учета (Приложение № 1) операций, отражающих деятельность учреждений, главные распорядители средств бюджета имеют право определять необходимую для отражения в бюджетном учете корреспонденцию счетов в части, не противоречащей настоящей Инструкции».

 

Для подкрепления данной позиции можно привести Письмо Минфина РФ от 22.09.2006 №02-14-10а/2566, где указано, что разработка методических рекомендаций по отражению в бюджетном учете отдельных операций, не предусмотренных положениями Инструкции № 25н, находится в компетенции соответствующих органов исполнительной власти, наделенных полномочиями по управлению имуществом казны. В этом же Письме отмечается, что после постановки имущества казны на бюджетный учет необходимо произвести в межотчетный период начисление амортизации с учетом срока его полезного использования, исчисленного в порядке, установленном Инструкцией.

Поскольку бюджетный учет базируется на нормативных документах, рассмотрим, какие рекомендации существуют по учету имущества казны. В Письме Минфина РФ от 23.06.2006 № 02-14-10а/1641 определен порядок постановки на учет вновь вводимых объектов муниципальной казны. Для этого в межотчетный период формируется следующая проводка:

Дебет 1 101 0Х 310 «Увеличение стоимости основных средств»   Кредит 1 401 03 000 «Финансовый результат прошлых отчетных периодов».

Отражение оборотов по счетам бюджетного учета в соответствии с положениями п. 20 Инструкции № 25н в части оформления операций по поступлению основных средств при обязательном наличии документов, подтверждающих государственную регистрацию объектов недвижимости, применяется только в отношении объектов, впервые принимаемых к учету в составе основных средств начиная с 1 января 2006 г.

В Письме Минфина РФ от 06.02.2006 №02-14-10а/239 определено, что, в случае когда за органами местного самоуправления право муниципальной собственности на объекты недвижимости не зарегистрировано, их учет следует производить на соответствующих счетах аналитического учета счета 0 106 01 000 «Вложения в нефинансовые активы».

Тут возникает противоречие между требованиями писем № 02-14-10а/2566 и 02-14-10а/239 в части отражения амортизации. Счет 0 104 00 000 «Амортизация» является контрактивным по отношению к счету 0 101 00 000. Это утверждение основано на форме бухгалтерского баланса бюджетного учета. Поэтому, если первоначально учитывать имущество казны на счете 0 106 01 000 «Вложения в нефинансовые активы», сумму амортизации некуда относить. Кроме того, по Инструкции № 25н одновременное перенесение сумм балансовой стоимости и начисленной амортизации применяется при постановке на учет основных средств, передаваемых безвозмездно между учреждениями и государственными структурами. При получении имущества от иных юридических лиц амортизация не передается, поскольку оценка основных средств происходит по рыночной стоимости. Представляется логичным, что при постановке на учет муниципального имущества по рыночной стоимости на счет 0 106 01 000 «Вложения в нефинансовые активы» амортизацию отражать не следует.

Подводя итог сказанному, делаем вывод, что бухгалтерии органа местного самоуправления следует:

1) прописать в своей учетной политике правила постановки на учет, списания, присвоения инвентарных номеров, используемые счета, дополнительную аналитику, определение срока полезного использования и т. д. для муниципальной казны. В частности, указать, что вновь вводимые объекты муниципальной казны, право собственности на которые не зарегистрировано, оформляются проводками в межотчетный период по рыночной стоимости:

Дебет 1 106 01 310 «Увеличение капитальных вложений в основные средства»   Кредит 1 401 03 000 «Финансовый результат прошлых отчетных периодов».

Бухгалтерские операции по принятию к бюджетному учету вновь вводимых объектов также оформляются Справкой ф. 0504833 в межотчетный период;

2) провести регистрацию прав собственности на колодцы. Затраты, связанные с оформлением прав собственности, следует отнести на увеличение стоимости капитальных вложений в колодцы:

Дебет 1 106 01 310 «Увеличение капитальных вложений в основные средства»   Кредит 1 302 09 730 «Увеличение кредиторской задолженности по расчетам с поставщиками и подрядчиками по оплате прочих услуг».

Согласно Письму Минфина РФ от 22.02.2006 № 02-14-10/372 расходы на получение заключений по определению и установлению адресов объектов недвижимости относятся на подстатью 226 «Прочие услуги»;

3) после оформления права собственности на колодцы сделать в бюджетном учете проводки:

Дебет 1 101 03 310 «Увеличение стоимости сооружений»   Кредит 1 106 01 410 «Уменьшение капитальных вложений в основные средства»;

4) после постановки имущества казны на бюджетный учет следует произвести начисление амортизации с учетом срока его полезного использования:

Дебет 1 401 01 271 «Расходы на амортизацию основных средств и нематериальных активов»   Кредит 1 104 03 410 «Уменьшение стоимости сооружений за счет амортизации».

Срок полезного использования колодцев определяет комиссия по вводу в эксплуатацию объектов основных средств. Колодцам в ОКОФ присвоен код 12 4525361 — колодец шахтный. В Постановлении Правительства РФ от 01.01.2002 № 1 «О классификации основных средств, включаемых в амортизационные группы» данный код отсутствует. Срок эксплуатации колодцев можно определить по документу «Годовые нормы износа по основным фондам учреждений и организаций, состоящих на государственном бюджете СССР», утвержденному Госпланом СССР, Минфином СССР, Госстроем СССР, ЦСУ СССР 28 июня 1974 г. В этом документе в зависимости от материала колодца устанавливаются следующие нормы годового износа в процентах к балансовой стоимости:

·        деревянные колодцы — 6,7;

·        кирпичные колодцы — 3,3;

·        железобетонные колодцы — 1,7.

При пересчете в количество лет получим следующие значения:

·        деревянные колодцы — 15;

·        кирпичные колодцы — 30;

·        железобетонные колодцы — 60.

Когда фактический срок эксплуатации объекта больше исчисленного, амортизация доначисляется до 100%. Такая рекомендация содержалась в п. 5.7 Приказа Минфина РФ от 24.02.2005 № 26н. Если срок полезного использования объекта, исчисленный в порядке, установленном Инструкцией № 25н, меньше срока, исчисленного по ранее применявшимся нормам износа, то норма амортизации рассчитывается как результат деления остаточной стоимости актива на оставшийся срок полезной эксплуатации.